Маска - это инструмент сокрытия истинных вещей. Он известен и в природе. У животных это явление называют мимикрией или маскировкой.

Вспомним пятнистую окраску гепардов и леопардов, зеленую шерсть ленивца. Мастерами мимикрии являются хамелеоны. Как мы знаем, они меняют окраску своего тела в зависимости от условий окружающей среды.
Подобными способностями обладают некоторые рыбы. Большими мастерами маскировки являются насекомые.

Человеческое общество - это следующая ступень эволюции мира животного. Поэтому очень многое, что есть в животном царстве, присуще человечеству.
Это же касается искусства маскировки. Но человек, как мы знаем, развивает все, что дано природой, дальше.

Что же такое для человека маска? Мы знаем, что маска известна с очень древних времен. Принцип маскировки был овеществлен в виде предмета, надевающегося на лицо и изображающего определенный образ.

У первобытных народов, в Африке и других тропических странах подобные маски существуют до сих пор. Они служат для ритуальных целей.

Жрецы, надевая их, изображают злых и добрых духов. И этим как бы приобретают себе их силу для совершения нужного им действа, будь то вызывание дождя, либо причинение вреда кому-нибудь из соплеменников или врагов.

Это основа магических колдовских культов диких народов. В подобных целях маски надевают шаманы.

Из ритуалов магических религий родилось такое явление, как театр. Первый театр - это мистерии, где жрецы надевали на себя маски, изображавшие лица богов, демонов и героев.

Магия театра заключалась в том, чтобы проиграть нужное людям действо, которое после этой игры бы совершилось на самом деле. Из этих первых театральных постановок родились постановки - были - повествования.

Жрецы также надевали маски, изображавшие все тех же героев, и таким образом проигрывали их жизнь, рассказывая зрителям священную историю своего рода, страны, творения мира, жизни предков.

Подобный театр до сих пор сохранился в Индии, Японии, Китае и в странах Индокитая. Там до сих пор актеры надевают маски.

К подобному театральному действу относятся тибетские и монгольские танцы "цам".

Маска продолжала жить в истории культуры народов Земли. Первые художественные спектакли зародились в античной Греции. Но там тоже актеры надевали маски, которые, кстати, сохранились и дошли до нас через различные раскопки. Но затем в театре их стали применять все реже и реже. Их стал заменять грим.

Но и маски продолжали существовать. Моду на них принесли маскарады. Особое место маска занимает в культуре Италии, особенно во Флоренции, в Венеции.

Там до сих пор проходят ежегодные карнавалы с использованием масок.

Маска стала символом чего-то наносного, чужого, не присущего данному человеку. Символом закрытости его чувств и истинных намерений.

Маска стала именем нарицательным. Человеку уже не требовалось надевать на себя предмет, изображавший чье-либо лицо, или накладывать грим.

Маской называется и созданное искусственно фальшивое выражение лица, скрывающее истинные чувства и намерения человека.

Причем маска в этом случае прикрывает не только лицо. И наигранная улыбка, и искаженный, фальшивый голос, искусственные движения, жесты и то, о чем говорит человек, прикрывая то, о чем он думает.

Такое поведение присуще не только актерам театра и других действ, именуемых модным словом "шоу". Возник целый комплекс подобного поведения, которое используют люди определенного толка. А именно те, кто желает скрыть свое истинное лицо.

Кто же они такие, и как отличить фальшивую маску от настоящего лица человека? Кому нужно постоянно скрывать от других то, что они из себя представляют? Наверное, тем, кто на самом деле без маски будет производить плохое впечатление о себе, чьи черты характера, поведения или разговора, чей внутренний мир может шокировать другого человека.

Чей же это внутренний мир может шокировать? Уж явно не того человека, кто заботится о других, кто умеет любить и жалеть, кто добр, отзывчив и щедр. Скорее, наоборот, шокируют подлость, предательство, зависть, злоба, жадность, неумение никого любить, ненависть, жестокость, цинизм, различные психические и сексуальные извращения, хамство, наглость, беспринципность и желание повелевать.

Вот что может шокировать, вот что прячется под масками. Люди говорят: чужая душа - потемки. Это все из-за этого же явления.

Человек, полный отрицательных черт, никогда их не покажет первому встречному, если только он не сумасшедший, ибо подобный человек всегда, везде и во всем ищет себе выгоду. А чтобы эта выгода пришла, он должен втереться к кому-либо в доверие, предстать перед людьми в полной своей противоположности. И тогда он надевает маску.

Как же отличить - в маске ли человек? Или он на самом деле такой, каким себя выдает? Иногда это бывает очень трудно.
Очень многие люди покупаются на маски. Особенно это касается мужчин. И все-таки некоторые способы снятия масок существуют.

Приведем несколько примеров. Вы - мужчина. Вам понравилась красивая девушка. Она стройная, фигуристая, у нее красивые волосы, удивительные, как вам кажется, глаза. Вы не можете оторвать от нее взгляд. Проанализируйте, что именно вам в ней нравится. Разложите все по полочкам. К примеру, глаза. Что в них такого удивительного? Куда они смотрят чаще всего? Приглядитесь: может быть, они скользят по вам и спускаются вниз. Где вы ловите их взгляд? В своих глазах, на своей ширинке, на другом парне, идущем где-нибудь в стороне, или они просто озабочены чем-то, углублены в себя?

Если эти глаза вы находите ниже своего пояса или на чужом парне, перед вами - человек в маске. Даже если она мило улыбается.

Вернее всего, если на ней нет маски, глаза будут чем-то озабочены, углублены в себя, то есть человек не пытается играть, выдавливать из себя что-то. Он естественен. И не скрывает от вас своих проблем.

Теперь рассмотрим голос. Как часто мужчины любят слышать льстивые речи! Впрочем, женщинам это тоже сильно присуще. Когда вас слишком нахваливают, слишком много вам улыбаются (через край), когда голос восторженный, льющийся, словно журчащий ручеек, когда он говорит именно то, что вы хотите услышать, - на человеке обязательно маска.

Не думайте, что вы такой неотразимый, что с первого взгляда женщина будет восторгаться вами. Самоуверенность и выращенное эго посадят вас в ловушку. И вы окажетесь у кого-нибудь на крючке, у того, кто, ловко маскируясь, "выходит на охоту".

Когда вы часто слышите повторяющиеся слова: "Ой, как у вас здесь хорошо...", "Мне так хорошо с тобой...", "Это только для вас...", "Я вас люблю...", "Что для вас такого сделать... (или "для тебя"), "У меня есть то-то и то-то, и я могу это сделать для вас...", "Лучше вас я никогда никого не видела, ваши глаза, волосы и т.д. распрекрасные и т.п....", - это все фальшь. Даже если тот, кто к вам пришел, все это чувствует на самом деле, он никогда об этом не скажет, особенно при первом знакомстве. А скорее докажет делами все свои чувства. Он не будет говорить: я сделаю для вас то-то и то-то... Он просто возьмет и сделает. А тот, кто говорит, чаще всего оставит все свои дела лишь на языке.

Движения человека в маске всегда показные, жеманные, кокетливые. Понравившаяся вам девушка будет крутить бедрами, смотреть искоса, как это называется "стрелять глазами", подмигивать вам и всячески стараться угодить. Если уже хоть что-то из этого присутствует, значит, на ней маска.

Чтобы лучше разглядеть маску и человека под ней, присмотритесь к тому, как он ведет себя с другими людьми.
Если вы мужчина, смотрите, как ваша избранница ведет себя с женщинами. Присмотритесь к ее брошенным взглядам, прислушайтесь: может быть, вы услышите колкие фразы, увидите какую-то зависть, желание избавиться от общества женщины в вашем присутствии. Если на ней маска, она обязательно слетит при таких обстоятельствах. И не тешьте себя надеждой, самолюбивыми мечтаниями, что вы один такой, избранный, с кем она нежна и весела.

Если она может кого-то ранить словом, быть грубой, либо завидовать, такой же она может быть и с вами, когда она не будет видеть от вас выгоду. Или когда повстречает более выгодную партию, чем вы.

Очень часто люди ошибаются, поймавшись на льстивые речи, убаюкивающие их самолюбие. А когда маска снимается, становится слишком поздно. Ваша милая женщина вдруг превращается в мегеру, и, чтобы не уронить свое самолюбие, вам лишь остается говорить, что все женщины одинаковые, и все бабы - стервы.

Или что нет на свете хороших мужчин.

Но дело вовсе не в том, что их нет на свете, а в том, что вы приняли маску за настоящее лицо.

Те, кто привык носить маски, носит их везде. Им так легче жить и творить свои дела. Они втираются в доверие, используют других людей. А сами тем временем делают пакости, ведь главное для них - лишь собственная выгода и благополучие. И они не задумываются над тем, что будет при этом с другим человеком.

Наш мир полон масок. Мы их видим повсюду. Это и только что описанная нами девушка и соседка, коллега по работе, с милой улыбкой плетущая интриги. Наши друзья, знакомые, даже родственники, которые, возможно, вас хотят сжить со свету.

Маски мы встречаем на улице и дома и, конечно, на экранах телевизоров. Куда уж без этого? Слуги народа тащат себе все, до чего дотягиваются их загребущие руки, строят дворцы и виллы, устраивая людям голод, холод, разруху. А сами мило улыбаются с экрана и рассказывают непонятливым людям, как хорошо им будет жить при тех реформах, которые они творят против этих же самых людей.

Политики всегда ходили в масках, ибо уже очень давно во власть стали проникать лишь те, кто хотел поиметь себе выгоду от нее как можно больше.

Наш мир стал весь покрыт масками. Искренность днем с огнем не найти. Кругом одна ложь и лицемерие, ставшие уже нормой поведения.

В настоящее время планета все же совершает Переход. Назовем этот Переход Переходом от тьмы к свету. Затронуты великие космические процессы, Земля начинает свое очищение от скверны. А ложь и лицемерие - одно из ее проявлений.
Земля будет очищаться и от этого. Она будет очищаться от тех, кто носит на себе подобные маски. Потому что тот новый мир, в который она идет, будет миром искренности. Там не потребуется ничего ни от кого скрывать.

Всех будет видно, кто есть кто. Так что, лицемерие уйдет в небытие. Вместе со всеми, кому оно присуще...

Не-Крестовский (В. Курицын)

Человек в маске

(Томские трущобы. Книга вторая)

Обреченный на пытку

Пролог

…Ранняя сибирская весна… Чудный безоблачный день. Солнце поднялось уже высоко. Его золотые лучи льются с голубого неба на темную зелень хвойного леса. Высокие, развесистые сосны, густые пихты и стройные лиственницы тесно переплетаются ветвями и кидают густые тени… Неясный таинственный полумрак стоит под этим хвойным шатром… Кой-где среди леса выглядывают белые лепестки подснежников, темные лепестки фиалок - «кукушкиных слезок» - так их называют сибиряки…

На одной из лесных полянок, значительно расширенных вырубкой, чернеется ряд построек, обнесенных высоким заплотом. Это типичная сибирская заимка. Все здания построены из крепкого «кондового» леса. Окна снабжены ставнями с тяжелыми железными болтами. В ставнях и наружных дверях прорезаны небольшие амбразуры, через которые можно с удобствами отстреливаться от нападения…

Заплот утыкан гвоздями. Крепкие массивные ворота замкнуты на цепь. Через весь двор протянуты веревки с блоками для собак. Весь внешний вид заимки говорит, что обитатели ее хорошо приготовлены ко всем неожиданностям, столь частым при жизни в таежной глуши. Тот, кому пришлось бы, бродя по лесу, случайно натолкнуться на эту заимку, без сомнения подумал бы, что он видит перед собой разбойничий притон, жилище лихих людей. А если не так, то место, где изготовляются фальшивые «красноярки» и находят приют варнаки. Такое предположение могло перейти в уверенность, если бы мы заглянули в одну из жилых построек заимки. Это мрачное помещение с низким потолком, с окнами, пропускающими столь мало света, что едва можно рассмотреть закоптелые стены, увешанные оружием, винтовками, дробовиками, рогатинами…

В описываемый день заимка, казалось, вымерла: ни души не было видно ни на дворе, ни в помещении, служившем арсеналом… Поднимемся на крыльцо другого дома, расположенного в глубине двора. Пройдем высокие темные сени и заглянем в комнаты. Никто не встречает нас и мы можем беспрепятственно произвести внутренний обзор дома. Здесь оригинальная богатая обстановка: мягкая мебель, дорогие ковры, курительные столики с золотыми инкрустациями, чередуются с медвежьими и волчьими шкурами. Это трофеи охоты висят по стенам, разостланы по полу. Стены комнаты затянуты сукнами под цвет мебели. Дорогие японские веера, картины в золотых брегетах, статуэтки и масса безделушек говорят, об изящном вкусе обитателей таинственной заимки. Мы заходим в столовую. В углу - большой, орехового дерева буфет, посреди комнаты длинный обеденный стол. Очевидно, что здесь только что позавтракали: еще не успел застыть соус на тарелках, серебряный кофейник, стоящий на спиртовом таганчике, еще горяч…

Среди блюд с остатками кушаний возвышаются бутылки: лафит, рислинг, английская горькая. Очевидно, хозяева имеют хороший погреб. Но где же они сами? Идем дальше… Теперь мы в женской спальне. Это прелестное гнездышко, умелыми руками созданное для жилища молодой красавицы. Здесь все напоминает о любви и неге. Тонкий, возбуждающий аромат духов, пушистые ковры, в которых тонет нога, широкая кровать под бархатным балдахином, покрытая снежным стеганым шелковым одеялом, - все это манит к наслаждениям. В углу громадное трюмо, перед ним туалетный столик… Посреди комнаты, на мягком кресле, брошен шелковый пеньюар, весь пропитанный запахом духов. Но где же она? Обитательница этой комнаты? Кто она, эта таинственная красавица? Здесь, как и во всем доме, пусто, тихо, точно в заколдованном замке спящей царевны.

…Вот еще одна комната. Заглянем в нее. Здесь темно, как в могиле. Когда наши глаза несколько освоятся с темнотой, мы увидим голые стены и на полу комнаты распростертого человека. Это мужчина. Судя по фигуре - могучего телосложения. Он лежит неподвижно, как труп. Мертв он или только спит? Руки и ноги его связаны широкими кожаными ремнями. Нужна сила Самсона, чтобы разорвать эти путы. Он не спит. Глаза его открыты и устремлены вверх. Мрачное отчаяние светится в его неподвижном взоре. К нему не проникает ни один солнечный луч… Утро ли теперь на дворе, ночь ли - он не знает… Вчера после последней пытки он потерял сознание и не может теперь точно определить время. Сколько уже суток находится он в этой комнате, несчастный также не знает. Порою ему кажется, что он сходит с ума. При этой мысли все его тело обливается холодным потом. Но железная воля берет верх и он успокаивается… Нет! Враги не вырвут его тайну! Он лучше умрет! Правда, пытка, которой его подвергают, мучительно тяжела… О! Он перенес бы голод и жажду, любую боль! Но это, это… слишком мучительно.

Глава I

Король биллиарда

Оборотный в угол!

Белый точеный шар с треском упал в лузу…

Хороший удар! - вырвалось у маркера одобрительное восклицание.

Кажется, у вас партия!

В любом - партия, - подтвердил маркер, пересчитав шары.

Семерку, в последнюю дуплетом! - заявил один из играющих, молодой человек с тщательно выбритым сухощавым лицом, с маленькими, старательно закрученными усиками, одетый в прекрасно сшитый сюртук, со значком горного инженера в петлице.

Заказанный шар был сделан красивым, артистическим ударом.

Партия! - бесстрастно провозгласил маркер.

Хотите на квит? - небрежно спросил господин в сюртуке.

Его партнер, стройный, высокого роста юноша, с красивым бледным лицом, носившим следы утомления и бессонных ночей, бросил свой кий и комическим жестом взъерошил свои темно-каштановые волосы.

Будет с меня! - добродушно улыбнулся он, подходя к своему счастливому сопернику. - Спасибо за урок. Откровенно вам признаюсь, такой игры, как ваша, я еще не видывал. Позвольте познакомиться!

Господин в сюртуке церемонно поклонился и, отвечая на рукопожатие, назвал себя:

Станислав Андреевич Гудович… горный инженер.

Юноша бесцеремонно просунул свою руку под локоть Гудовича и отвел его в сторону от биллиарда.

Вы, вероятно, приезжий, - развязно заговорил юноша, - иначе вы бы знали меня. Пред вами до некоторой степени знаменитость томская, «король биллиардной игры», так меня здесь называют.

Глаза Гудовича блеснули ироническим огоньком.

О, я в восторге от нашего знакомства и горжусь своей случайной победой над столь хорошим игроком.

…По-русски Гудович говорил совершенно правильно, без всякого акцента. Его прекрасные светские манеры были преисполнены мягкой учтивости. В уверенном тоне речи слышался человек опытный, видавший виды.

Э, пустяки! - беспечно махнул рукой юноша. - Правда, я играю недурно, но по сравнению с вами - ни к черту не годен! Благодарю свою судьбу, что так дешево отделался: ведь вы могли лишить меня всего наличного фонда! У нас, в Томске, пока публика не узнает вашей игры, вы можете сделать хорошие деньги…

Гудович пожал плечами.

Но у меня нет здесь знакомых, я недавно приехал.

Не отвечая прямо на ваш вопрос, я хотел бы знать, с кем имею удовольствие беседовать? - еще раз поклонился Гудович.

Моя фамилия Салатников - Коко Салатников - к вашим услугам… Экс-гимназист, выгнанный за громкое поведение и тихие успехи, а в настоящем - человек от биллиарда… Вы понимаете?

Гудович утвердительно кивнул головой.

Милый юноша, - мягко заговорил он, - вы немножко ошибаетесь, считая меня профессиональным игроком. Я не более как скромный любитель этой игры. В Петербурге, еще студентом, мне приходилось частенько-таки коротать свои досуги на биллиарде… Вот чем объясняется мое умение… Во всяком случае, я не против знакомства с томской публикой под вашим любезным руководством.

Для начала я предлагаю вам что-нибудь съесть и выпить.

С восторгом принимаю ваше предложение! Я убежден, что мы будем полезны друг другу!

…Выше описанный разговор происходил в один из ноябрьских вечеров в биллиардной комнате гостиницы «Россия». Наши новые знакомые направились в общую залу ресторана.

Мы как раз вовремя, - заметил Салатников, занимая один из столиков около входных дверей. - Сейчас начнется концертное отделение.

Однако публики не особенно много! - окинул глазами Гудович соседние столики.

Рано еще, после театра обыкновенно приезжают, - объяснил Коко, хорошо изучивший нравы и обычаи ресторанной публики.

А сегодня, вероятно, будет народу больше, чем всегда: сегодня первый дебют новой капеллы.

Да… Это очень хорошо, значит, мы увидим здесь весь веселящийся Томск! - подкрутил свои усики Гудович, перелистывая карту вин.

У Салатникова он выиграл сейчас десять рублей и был намерен угостить последнего в пределах этой суммы. Бойкий, развязный юноша, хорошо знакомый с томской жизнью, ему, как человеку новому в городе, будет без сомнения полезен.

Какую марку вы предпочитаете? - вежливо осведомился Гудович у своего нового знакомого.

Ба! Для меня это безразлично! Впрочем, я полагаю, мы начнем с водки. Не так ли?

Я мало пью водки. Но маленький графинчик делу не повредит. Пожалуйста, прошу вас, распоряжайтесь!

Коко не заставил просить себя два раза. Он небрежно кивнул головой лакею и отдал приказание фамильярным тоном завсегдатая:

Дай нам, Семен, графинчик, поросенка с хреном на закуску и икорки зернистой…

Здесь очень мило… Напоминает Кюба, - заметил Гудович, внимательно рассматривая обстановку...

Почему мы носим маски в жизни и что скрываем под ними. Какими психологическими масками люди прикрывают свое истинное лицо чаще всего. Как сорвать «личину» с собеседника.

Почему люди надевают маски


В действительности большинство из нас постоянно живет «в роли», не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска - зачастую она меняется в зависимости от места применения (работа, дом, компания друзей и т.д.) и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее - они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

  • Обстоятельства . Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.
  • Критические ситуации . Не так редко приходится примерять на себя роль сильного и непоколебимого человека, когда случаются неприятности или в ход дел вмешиваются непредвиденные ситуации. То есть, как говорят, приходится носить хорошую мину при плохой игре. Она помогает скрыть свои чувства от других, пережить горе самому и поддержать тех, кому необходима помощь и вера.
  • Преодоление страхов . Есть люди, которые используют маски, чтобы скрыть свои психологические комплексы и страхи.
  • Социальные приоритеты . Изображать из себя кого-то другого могут заставлять и навязанные окружением приоритеты - родителями, друзьями, коллегами, масс-медиа и соцсетями. Это может быть маска лидера, отличника, труженика, паиньки, «няшки» и, наоборот, оторвы, протестанта, пофигиста и прожигателя жизни.
  • Желание понравиться . Еще одна причина, почему люди надевают маски. В этом случае под маской скрываются недостатки, а напоказ выставляются достоинства. Причем не всегда истинные. То есть здесь личина выполняет функцию приманки - во время знакомства, приема на работу, в новом коллективе или новой компании и т.д.
  • Стремление быть лучше, чем есть на самом деле . Несмотря на то, что современный мир ломает стереотипы, все же в обществе еще приветствуются воспитанность, гуманность, порядочность и сочувствие. Поэтому большинство из нас если не обладает такими качествами (от природы или в силу воспитания), то старается показать, что они у него есть при помощи соответствующей маски.

Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей

Поскольку наша жизнь - это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

Основные маски в жизни людей


К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

К таким основным человеческим маскам относятся:

  1. . Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело - она формирует определенные «зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни - новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные несостыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.
  2. Маска основного отношения к жизни . В отличие от маски психотравмы она формируется постепенно, в течение всей жизни. В ее основу закладываются наши базовые понятия о жизни и своей роли в ней, наш образ мыслей и действий, наши ожидания от самого себя и от окружающих. С возрастом и учетом накопленного опыта некоторые приоритеты могут меняться, но основные жизненные принципы все же остаются нерушимыми. Так и маска основного отношения к жизни в процессе самой жизни может видоизменяться, обрастая новыми впечатлениями и эмоциями, но основа ее остается неизменной. Поэтому оптимисты будут стараться «сохранить лицо» в любой ситуации, пессимисты не смогут скрыть свою грусть даже под самой убедительной маской радости. Точно так же как гордецы не прикроют свое надменное отношение к окружающим и под самым благостным выражением лица, а у трусов их слабодушие будет заметно даже под маской наглости.
  3. Профессиональные маски . Такие видоизменения являются результатом профессиональной деятельности, которая вынуждает нас играть по определенным правилам - соответствовать образу определенной профессии или должности. Таким образом, новые черты настолько «прирастают» к нашему лицу, что не снимаются с него даже дома. Так, домочадцам и близким людей, которые четко вошли в образ военного, врача, учителя, руководителя, очень хорошо знакомы все нюансы такой профессиональной деформации. Поскольку этот образ уже не дает возможности проявиться истинным чувствам и отношениям.
  4. Заимствованные маски . Такие изменения в чертах лица формируются в процессе общения со значимыми для нас людьми. То есть такие маски в жизни людей появляются в результате подражания. В детстве мы копируем своих родителей, а в подростковом возрасте - кумиров из экранов телевизоров, страниц глянцевых журналов, а теперь еще и из соцсетей. В период взросления и зрелости мы продолжаем подражать и менять себя, беря в пример тех же родителей, более успешных друзей и знакомых, начальников и сотрудников. Многие находят пример для подражания среди медиа-персон - политиков, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса.

Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке - общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.

Дополнительные психологические маски


Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:

  • «Хороший человек» . Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя - наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.
  • «Вечно несчастный» . Такую маску выбирают энергетически слабые люди, которые предпочитают пассивное восприятие мира и образ жертвы. У них всегда есть обоснование своим неудачам, причем не всегда реальное. Постоянно жалея себя, они потакают своим слабостям и привычкам, стараясь вызвать жалость и сострадание к себе у других. Примечательно, что такая жизненная позиция помогает «вечно несчастным» вполне комфортно существовать за счет жалостливого отношения других. Во-первых, они подпитываются энергией от сострадающего, во-вторых, могут добиваться определенных корыстных целей.
  • «Беспомощный» . Образ во многом схож с маской «вечно несчастного», только здесь преобладает позиция «не смогу», «не получится», «не умею», «не понимаю», «слишком сложно для меня» и т.д. Цель одевания такой маски - переложить свой груз (работы, ответственности, решения проблем) на чужие плечи.
  • «Сухарь» или «циник» . Сделать вид, что ничто в этом мире не способно тронуть ваше сердце - хороший способ закрыться от реальности. Здесь в основе лежат страх и внутренняя боязнь мира и всего, что в нем происходит. В результате человек выстраивает вокруг себя каменную стену безразличия и нечувствительности с целью защититься от окружающего мира.
  • «Секси» . Такой образ используется представителями обоих полов, но все же более активно его эксплуатируют мужчины. В корне такой маски лежит подсознательная необходимость самоутверждения перед другими и самим собой. Часто покрывает незрелость своего хозяина, одиночество и зависимость от мнения других. Такие люди очень активны, общительны и имеют большой опыт близкого общения с противоположным полом. Однако победы на сексуальном фронте приносят кратковременную радость, поэтому они постоянно находятся в поиске новых увлечений.
  • «Властелин мира» . Маску сильного и уверенного в себе человека часто носят люди, которым нужно соответствовать своему статусу или руководящей должности. Нередко ее вынуждены надевать женщины, вышедшие замуж за слабовольных мужчин, или рано повзрослевшие дети, вынужденные с детства заботиться о себе или своей семье.
  • «Неудачник» . С такой маской ходят люди, которые покладистостью и доброжелательностью прикрывают свою пассивность и безволие. Они смиряются с тем, что их слабохарактерность не дала достичь в жизни чего-то большего, и довольствуются тем, что есть. Они компанейские, душевные, но постоянно испытывают чувство вины за свою несостоятельность, поэтому часто становятся алкоголиками.
  • «Всех жалеющий» . Отличить такого человека от действительно переживающего по своей натуре человека можно по нескольким признакам. Во-первых, человек в маске жалеющего либо ограничивается только словами, либо и помогает, но только с корыстной целью. Поэтому он или оказывает помощь с задней мыслью, что это зачтется, и кто-то когда-то тоже поможет ему в трудный момент, или помогает только важным и нужным людям. Во-вторых, «жалеющий» занимается самолюбованием, наслаждаясь своей «тонкой» организацией души.
  • «Весельчак» . Часто жизнь под маской общительного оптимиста эксплуатируют одинокие, неуверенные в своей значимости люди. Свой страх оказаться ненужным, невостребованным заставляет «весельчаков» постоянно находиться в обществе, а в идеале - в его центре. Они обзаводятся массой друзей и знакомых, любят шумные вечеринки, часто приглашают гостей и сами ходят в гости. Даже оставаясь в одиночестве, они заполняют свободное время общением - по телефону, в социальных сетях или в скайпе. Такая гиперобщительность помогает избежать возможности остаться наедине с самим собой, своими грустными и мрачными мыслями. Люди с маской «весельчака» живут чужими жизнями, убегая от своей.
  • «Серая мышь» . Такой стиль поведения выбирают люди замкнутые, с глубоким чувством одиночества. Свои комплексы они старательно прячут под образом «золотой середины», предпочитая слиться с толпой, чтобы не выделяться ни в лучшую, ни в худшую сторону. То есть привлекать к себе внимание.
  • «Дурочка» или «дурачок» . Конечно, «включают дуру» чаще женщины, но и среди представителей сильного пола немало пользователей такого образа. Цель его использования - сугубо меркантильная. К примеру, избежать наказания или порицания, получить помощь, информацию или материальную выгоду. Механизм получения результата простой - возвысить другого человека за счет признания себя глупым (бедным, несчастным, нерасторопным и т.д.).
  • «Знающий жизнь» . В красках такой личины смешиваются циник, скептик и консерватор. Ее примеряют на себя люди, которые считают, что все повидали, все узнали и все умеют. Они недоверчивы, «просчитаны» и категоричны. В их жизни нет места чуду, а единственное правильное мнение - их собственное. Цель такого «маскарада» - вознести себя и свою значимость в глазах окружающих.
  • «Рубаха-парень» или «милашка» . Образ бесхитростного, коммуникабельного, доброжелательного, обаятельного человека принимают и мужчины, и женщины с целью достичь определенных целей (привлечь внимание, втереться в доверие, получить выгоду).
Любая из вышеперечисленных психологических масок - это прежде всего маска, которая скрывает истинные чувства, страхи, желания. Поэтому нужно помнить, что она постоянно находится в противостоянии с внутренним миром. Чем больше масок и дольше время их ношения, тем глубже внутренний дисбаланс. Это только усугубляет проблему и может привести к нервным срывам или даже суициду.

Как снять маску с человека


Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая - скрыть страхи и комплексы, вторая - достичь меркантильных целей, третья - самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

  1. Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы . Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, - тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого «инкогнито» в том, что он вам интересен со всеми его «потрохами» и «тараканами», его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.
  2. Маски с меркантильным назначением . Людей, которые пытаются выглядеть лучше или произвести впечатление только для того, чтобы получить от этого выгоду, вывести на чистую воду довольно легко. Для этого просто не дайте им желаемое - и вы увидите преображение. Чтобы получить свое, такой человек старается казаться лучше, прикладывая к этому усилия. Теперь же, когда необходимость «напрягаться» отпала, он снимет маску.
  3. Маски для самоутверждения . Самые прочные психологические маски, снять которые могут только специалисты или критические происшествия, заставляющие переосмыслить свою жизнь. Иногда вскрыть «личину» помогает определенная жизненная ситуация, способная вывести носящего маску настолько, что он полностью потеряет самообладание.
Помочь растопить маску могут вопросы, которые заставят собеседника вспоминать о чем-то приятном и хорошем. Также увидеть истинное лицо можно, если во время общения задавать уточняющие вопросы - как, почему, из-за чего. Они выбивают из привычного образа мыслей и заставляют задуматься. Именно в этот момент и слетает маска. Неплохо срывает маски и алкоголь.

Что такое маски в жизни людей - смотрите на видео:


В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.

Дата рождения загадочного персонажа в железной маске неизвестна. Зато дата смерти зафиксирована точно: скончался он 19 ноября 1703 года. Вообще, история Железной маски начинается в июле 1669 года, когда министр Людовика XIV отправляет письмо начальнику тюрьмы в городе Пинероло с просьбой принять и оказать особое внимание таинственному заключенному в маске.

С тех пор свидетельства о Человеке в железной маске всплывают то в личных письмах, то в философских трактатах. Даже Вольтер не обошел вниманием существование Железной маски и намекнул, что знает о нем куда больше многих, но, как истинный француз, будет молчать. Из этих слов философа как-то само собой следовало, что заточение энигматического пленника связано с государственной тайной.

И правда, зачем так возиться с обычным человеком? Проще же убить, тем более что на дворе XVII век. Но пленника не только не убивали: во всех местах его пребывания, в том числе и в Бастилии, ему создавали максимально комфортные условия существования. Главное неудобство его жизни заключалось (помимо, разумеется, факта заточения) в круглосуточном ношении маски. Хотя тут история слегка сгустила краски: маска была не железной, а из черного бархата. Согласись, материал качественно другой.

Легенда о Человеке в железно-бархатной маске с веками не утихала, но обрастала новыми деталями. Главный вопрос - кем был узник - актуален по сей день. Всего насчитывается не меньше 52 версий. Но мы не будем мучить тебя всеми, познакомим лишь с самыми, на наш взгляд, занимательными.

01 Армянский патриарх Евдокаци Аветик

Этого мученика за православную веру так часто бросали в застенок, что проследить историю его заточений крайне сложно. Возможно, в какой-то момент своих странствий по тюрьмам он и правда примерил маску.

02 Таинственная дама

Недаром выражение «шерше ля фам» придумали французы. Вечно им за любой тайной мерещится женщина. Версия возникла, после того как узник (узница) побывал в тюрьме на острове Сент-Маргерит и, вероятно, произвел романтическое впечатление на начальника тюрьмы.

03 Мольер

Теория, появившаяся в конце XIX века. Мол, Мольер (пардон за каламбур) так уже надоел власти своими обличительными пьесами, что удобнее всего было засунуть его талант в маску. Хотя у писателя с королем были, строго говоря, культурные отношения: Мольер даже занимал почетную должность постельничего короля.

04 Больной раком кожи

Версия 1933 года. Ужасный недуг поразил кожные покровы некоего высокопоставленного лица, а потому это лицо пришлось прикрыть маской.

05 Брат-близнец Людовика XIV

До смерти фактического регента Мазарини юный Король-солнце совершенно не интересовался политикой. Только танцевал, менял наряды и, так сказать, фланировал с дамами. Но на следующий день после смерти кардинала поведение короля кардинально (и снова пардон за каламбур) изменилось: он стал серьезен, озаботился управлением государством. Прямо другой человек! А вдруг это спрятанный сразу после родов брат-близнец нашего короля? Ну точно. Так и есть. А король, поди, сидит теперь в заточении и в маске. Версия снискала популярность благодаря Дюма и фильму 1998 года «Человек в железной маске» с Леонардо Ди Каприо (да, за этот фильм ему «Оскара» тоже не дали).

06 Чернокожий сын Марии-Терезии

Ребенок, родившийся от несоответствующей никаким нормам приличия связи королевы и ее пажа-негра. Оправдание «ну с кем не бывает» в королевский семьях не работало, и преступный плод любви пришлось заточить навеки.

07 Негр-паж Марии-Терезии

Отцу незаконного чернокожего ребенка (в этой теории - дочки), разумеется, тоже досталось. Ребенок умер, а отца посадили в тюрьму экзотическим манером, с маской.

08 Настоящий отец Людовика XIV

Сложности, сопровождавшие появление на свет Короля-солнца (ведь его родители не могли зачать целых 23 года!), породили многочисленные слухи. Например, что отец-то ненастоящий! А настоящий заточен в замке. Природа слуха - анонимный голландский памфлет, в котором упоминается «Любовная связь Анны Австрийской с... месье C.D.R.».

09 Трудный подросток


Close