Прежде чем взять в руки карандаш и начать писать свои первые буквы, в Монтессори-методе есть специально созданный материал для подготовки руки к письму – это металлические рамки вкладыши , придуманные самой Марией Монтессори.

Цвет и простота исполнения этого материала неизменно привлекает внимание любого ребенка, который соприкасается с этим пособием. Все очень лаконично, приятный привлекающий внимание цвет, удобство в использовании, приятный в работе материал.
Хотя этот материал находится в зоне русского языка, но формы геометрических фигур и их количество (10) перекликается с зоной математики.

Задача ребенка при работе с этим материалом - обвести рамку и вкладыш, заштриховать её.
А косвенно при работе с этим материалом ребенок решает следующие задачи: подготавливает руку к письму через обводку и штриховку, утончает мелкую моторику, совершенствует навыки концентрации внимания и координации движения.

Металлические рамки-вкладыши из-за своих внушительных размеров использовать дома весьма проблематично, да и цена немаленькая, хотя я знаю некоторых увлеченных мам, которых это не смутило. Но, конечно, с точки зрения работы с ним – он очень приятен в использовании, и не идет ни в какое сравнение с заменителями.

Тем не менее я выбираю заменители 

Для домашнего использования я приобрела деревянные Рамки-вкладыши от Оксва, комплект «Элит», размер этих рамок 12х12, что очень удобно для первых проб в обведении.

У этого же производителя – есть также рамки-вкладыши маленького формата, помещающиеся на листе фанеры размером А4, но для подготовки руки они совершенно не подходят, поскольку обводить их 3-х летнему ребенку будет катастрофически не удобно и он забросит это занятие даже не поняв, в чем суть задания!!


В комплекте «Элит» от Оксва есть ряд ограничений:
1. Рамки сделаны так, что достав круг придется потрудиться, чтобы вставить его туда обратно, обработка краев неважная, поэтому фигуры вставляются с усилием, и ребенка это жутко раздражает! Попробовав пару раз – он просто не захочет этим заниматься 
Чтобы исправить этот недочет, маме придется вооружиться наждачной бумагой и обточить все края фигур, чтобы они входили в свои рамки мягко и без усилий.

2. Рамки лежат в одной деревянной коробке друг на друге, местами вкладыши лежат перевернутыми, дабы все это сокровище могло поместиться, и, как полагается, некоторые вкладыши вываливаются из своих рамок. Конечно это компактно, но сложить обратно в коробку сможет только мама.

Для работы такое хранение весьма неудобно, придется их достать из коробки и выложить на какое-то видное место на плоскости, или же поставить их друг за другом, чтобы можно было пролистывать фигуры.
На начальном этапе первого интереса к этому материалу, я выкладывала на столе по несколько фигур и предлагала поработать с ними, периодически фигуры меняла.

3. Кажется странным, что делая рамки-вкладыши Монтессори, производитель решил сделать фигуры на свое усмотрение, а не те, что предлагала М.Монтессори в своем материале. В оригинальном материале есть очень интересные фигуры, их количество и форма строго выверена.
Производитель деревянных рамок предполагает, что необходимо купить две коробки, и того 16 фигур. Но я предпочла выбрать только одну, первого уровня с простыми фигурами, поскольку в нашем арсенале есть еще замечательный набор «Орнамент Зайцева» , который мы также стали использовать как рамки-вкладыши и обводить их.

Орнамент Зайцева, примеры фигур

Орнамент Зайцева, первые пробы

Исключив все недочеты покупки, и приведя все комфортный для использования вид, ребенок очень увлекся процессом!

Первые пробы в штриховке

Некоторые делают подобные рамки из картона, но мне лично такой вариант не очень нравится, поскольку картон может деформироваться или оставлять неровные края при обведении, что абсолютно недопустимо в этой работой.

Начинать обводить можно с 2,5 лет , если не пошло — отложите на пару месяцев, пусть интерес и возможности руки дозреют.
Дальше уже можно предлагать штриховку, примерно с 3,5 лет.

Как работать с рамками-вкладышами Монтессори:
Расположите рядом с рамками листы белой бумаги размером с рамку и хорошо заточенные карандаши, для того чтобы ребенку не пришлось ничего искать для начала работы.

Первые пробы в обведении рамки

Первый показ материала или
Рамка кладется на лист бумаги и обводится цветным карандашом изнутри. Затем, с уже нарисованной на бумаге фигурой, совмещается вкладыш и обводится еще раз карандашом другого цвета. На бумаге остается два почти совпадающего контура, и этот факт поражает ребенка!! Как же так: я обводил два различных предмета – рамку и вкладыш, а на чертеже получилась одна и та же фигура? В этот момент у малыша зарождается объективное понятие геометрической фигуры как линии, определяющей форму.

Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими размашистыми линиями, потом все более узкими.
Штриховка делается всегда слева направо (связь с письмом).
В первый раз показывается крупная безотрывочная штриховка, дабы ребенок уловил сам принцип штрихования.

Когда ребенок освоил простые упражнения с этими рамками, то он уже недовольствуется изображением какой-то одной фигуры, а приступает к комбинациям из одной и той же в разных поворотах или из двух и более. В результате получаются чудесные орнаменты.

Работая со штриховкой, постепенно ребенок начинает чувствовать границу, начинает работать карандашом не отрывая его от бумаги.
По таким рисункам ребенка можно с уверенностью судить о степени его зрелости и умении держать карандаш в руке.

М. Монтессори пишет:
«… Если бы сосчитать штрихи, проведенные ребенком при разрисовке этих фигур, и перевести их на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей! …Не думаю, чтобы существовало другое средство для столь полного и быстрого обучения письму. Главное же, при этом ребенок получает удовольствие и развлечение. Таким образом, мои дети совершенствуются в письме без письма.»

А вот пример презентации этого материала:

Еще о подготовки руки к письму:

Многие родители уже успели оценить уникальную методику воспитания детей, разработанную Марией Монтессори. Это система занятий для малышей от шести месяцев до шести лет. Одна из лучших педагогов , в основе которой лежит девиз - помогать ребенку делать все самостоятельно.

Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори

Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.

Принцип системы Монтессори

Задача родителей и педагогов - создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания - создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.

Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори - помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать.

Какие бывают и на что направлены

В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:

  • Математические, направленные на развитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения и познания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.

Принципы работы с дидактическим материалом:

  • Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
  • Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
  • Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
  • Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый. Он может самостоятельно применять знания.
  • Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
  • Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.

Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику.

Дидактические элементы

Направленные на сортировку

Игры, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов в возрасте от 2 до 5 лет. Она может быть как по форме, так и по цвету. Занятие развивает внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра с пуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, в котором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки в миске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики - деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей от двух лет. Она может быть любого вида, но принцип единый. У такой игрушки должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • В качестве игры на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, в которых у каждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игра с пирамидкой

Игры на сопоставление

Игры на сопоставление - самые популярные занятия по Монтессори от 1 до 3 лет. Основными видами считаются:

  • Занятия с цветами - ребенку можно предложить картонный круг с разноцветными секторами и прищепки таких же оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
  • Игру можно совместить с помощью маме. Например, предложить ребенку разобрать по парам постиранные носочки.

Такая группа занятий развивает логику, внимание.

Игры с цветом

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Игры Монтессори направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются не только для маленьких детей, но и для подготовительных групп детского сада и учащихся начальных классов. Для малышей младшего и среднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку «Колобок», в которой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.

Развитие последовательности действий

Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики в раннем и среднем возрасте - одно из важных направлений педагогической деятельности. Прекрасно развивает мелкую моторику игра со шнурками. Можно использовать деревянный образец ботиночка или нарисовать его на картоне.

Для девочек можно предложить игру с бусинками разных форм и размеров. Они будут нанизывать их на шнурки. Важно, чтобы и бусинки, и шнурки были разноцветными.

Обратите внимание! Самым доступным материалом для игр Монтессори является бумага. Дети развивают моторику, вырезая полосочки, фигурки, разнообразные схемки.

Занятия на мелкую моторику

Игры по методике Марии Монтессори - упражнения с жидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме. Важно в процессе игры ничего не пролить.

Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан. Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.

Упражнения с жидкостью

Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы

Перекладывание мелких предметов (монетки, бусинки, камушки) из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки - довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.

Развитие сенсорики

Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие

Занятия на сенсорику очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается сумка, в которой они на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.

Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать в себя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются из любых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.

Обратите внимание! Одним из самых увлекательных занятий считается рисование пальчиками. Во время его выполнения малыш может развить мелкую моторику, фантазию и любознательность.

Увлекательное рисование

Занятия по методике Монтессори для детей - быт и хозяйство

Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.

Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс.

Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол. Важно не переделывать ничего на глазах малыша.

Занятие домашними делами

Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности. Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.

Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.

Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце. На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития.

Одним из основополагающих принципов Марии было создание развивающей среды для ребёнка. Я давно интересуюсь этой темой и наблюдаю, как родители из Америки и Австралии обустраивают безопасное развивающее пространство для своих детей. Поэтому написала большой обзор с фотографиями, в котом рассказываю:

  • Что особенного в детской?
  • Где спит ребёнок?
  • Почему для малышей по возможности создают 2 спальных места?
  • Где хранится детская одежда?
  • Что такое зона активности?
  • Что такое место для кормления?
  • Как решается вопрос с горшком?
  • Какими вещами дополняется Монтессори пространство?
  • Какие материалы в приоритете: дерево или пластик?
  • Какова роль родителей в Монтессори комнате?
  • Наш опыт

Что особенного в Монтессори детской?

Вся мебель рассчитана на маленького человека. Не только привычные детские столы и столики, но и стеллажи, шкафы, картины и зеркала, тумбочки, книжные полки и кроватки желательно сделать низкими и доступными для малыша. Монтессори комнаты выглядят непривычно пустыми по сравнению с обычными детскими, потому что большинство предметов расположены низко .

Комната обустроенная мамой-педагогом Монтессори

Детский стол и стена для рисования

Детский стол и низкие полки

Пространство комнаты должно быть максимально безопасным . Здесь нет места вещам, за сохранностью которых нужно следить, также отсутствуют любые предметы, о которые можно сильно пораниться, зацепиться и упасть, поскользнуться.

Безопасные розетки

А где спит малыш?

Зачастую, если позволяет пространство, родители создают 2 спальных места для детей первого года жизни и одно – для повзрослевшего ребёнка. Спальные места в таких комнатах – это низкие кровати или толстые матрасы.

Уютная низкая кроватка

Аккуратный матрас и росписи на стене

Зеркало у кровати

Отлично оформленная Монтессори кроватка

Зеркало у низкой кровати

Бордовый низкий мартас:)

Низка кровать

Низкий матрас на подставке

Низкая кровать необходима для стимуляции ребенка к познавательной активности. Он скорее начнет ползать, потому что будет видеть, что происходит вокруг. Он попробует двинуться вслед за взрослыми и подползти к заинтересовавшему его предмету.

К тому же низкая кровать – это безопасность малыша, поскольку, научившись ползать, он не упадет . Ещё один плюс низкого спального места по методике Монтессори – это то, что ребенку не придётся отвыкать от кровати с бортиками. Он сможет легко привыкнуть к обычной большой кровати, не будет бояться и не упадет с неё.

Мы даже разработали такие кроватки для малышей и продаём их не только для домашнего использования, но и для детских садиков! .

Почему для малышей создают 2 спальных места?

На одной кроватке малыш спит ночью. Здесь в принципе нет ничего особенного, кроме того, что это спальное место низкое. А второй матрас создан для развития и активного наблюдения. Около него устанавливается зеркало , чтобы малыш мог видеть себя и наблюдать за своими движениями. А над матрасом подвешивают мобиль , который родители регулярно меняют (раз в 2-3 недели). Кроме того, рядом вещают или ставят картины или какие-то красивые иллюстрации. Игрушки здесь тоже находятся рядом, чтобы малыш мог сам доползти до них.

Классическая кроватка и зона для бодрствования

Низкая кровать и место для бодрствования

Низкая кровать и матрас с зеркалом (в левом углу)

Что такое Монтессори стеллаж или полки?

Монтессори родители обычно располагают в свободном доступе, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. В большинстве детских это открытый стеллаж, на котором размещаются игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Игрушки на полках периодически меняются в зависимости от интересов ребёнка.

Кроме того, малыш с раннего детства учится убирать за собой игрушки, ведь порядок на стеллаже – это так наглядно и понятно!

Огромный стеллаж. Тут есть, где развернуться:)

Небольшой стеллаж с игрушками и картинами

Белый лаконичный стеллаж

Полки с музыкальными инструментами

Небольшой стеллаж с книгами и игрушками

Монтессори стеллаж для деток постарше

Небольшой стеллаж с книгами

Стеллаж и картинки, которые весят на уровне ребёнка

Где хранится детская одежда?

Весь акцент на ребёнка, поэтому низкий шкаф идеально подходит. Если одежда всё же хранится в отдельном высоком шкафу, то в комнате выделяется зона переодевания. Здесь стоит низкий стул , на который малыш может вешать свою одежду, а обувь ставить рядом.

Низкий шкаф для одежды ребёнка

А ещё порой можно делают туалетный столик , чтобы малыш мог самостоятельно расчёсываться и смотреться в зеркало.

Туалетный столик для ребёнка

Стильный детский туалетный столик

Что такое зона активности?

Это то место, где ребёнок играет. Для малышей – это уютный коврик . Детям постарше обязательно нужен низкий столик и стул .

Зона активности в спальне малыша до года

Яркая спальня. Ребёнок играет на ковре

Аккуратный коврик в стиль комнаты

Уютное игровое пространство

Зона активности для детей постарше

Детский стол и стул

Низкий стол

Низкий детский рабочий стол

А место для кормления – это как?

Наверное, Вы замечали в детских магазинах кресла-качалки для кормлени я? Так вот такое (или любое другое мягкое кресло) в самый раз подойдёт для проголодавшегося масика и его мамы. Со временем малыш привыкнет, что здесь они с мамой наедине в тишине и спокойствии. Он будет быстро успокаиваться и радоваться. А ещё в этом кресла мама может уютно пристраиваться и читать малышу сказки перед сном. Поэтому нередко рядом с местом для кормления располагают полки с книгами .

Кресло-качалка для мамы и рядом для малыша

Обычное винтажное кресло

Тоже кресло-качалка

Кстати, на нашем блоге есть отдельный . Там тоже много фотографий для вдохновения.

А как решается вопрос с горшком?

Очень просто. Некоторые родители размещают горшок прямо в комнате. Рядом ставят корзинку для грязного белья. Малыш постепенно учится самостоятельно ходить на горшок, а также снимать запачканные штанишки и кидать в корзинку.

Горшок и корзинка для белья прямо в детской

Какими ещё в ещами дополняется Монтессори пространство?

В первую очередь картинами (репродукциями, детскими принтами, изображениями животных, алфавитами). Они воспитывают в ребёнке эстетический вкус. Для новорожденных зачастую выбирают черно-белые изображения. Эти контрастные цвета детский глаз различает в первую очередь.

Принт с гербарием

Фотографии насекомых

Чёрно-белые контрастные изображения

Вещами ручной работы. Видя их, ребёнок учится воспринимать ценность ручного труда. К тому же такие вещи добавляют пространству тепла и уюта.

Ветка с птицами и винтажная картинка

Маленьким веником и тряпочкой. Малышам доставляет огромное удовольствием подражать взрослым. Именно так они учатся. Поэтому важно предоставить ребёнку собственные предметы для уборки. Глядишь, скоро научится убирать за собой рассыпанную из крупу;)

Малыш старается убирать, как это делает мама

Детской игровой мебелью (кухней, домиком, сушилкой для белья и т.д.)

Деревянный домик для игр

Детская древянная кухня

Детская игровая мебель, доска для глажки

Детская сушилка для белья

Мольбертом. Известно, что рисование на вертикальной поверхности значительно отличается от рисования на горизонтальной. Это совершенно разные моторные навыки. Поэтому родители стараются найти место для мольберта, чтобы дать ребёнку возможность раскрывать свой творческий потенциал, а также развивать мелкую и крупную моторику.

Детский мольберт

Малыши активно рисуют на мольберте

Дерево или пластик?

Особенностью Монтессори пространства является экологичность , поскольку нет ничего более гармоничного и эстетически красивого, чем природа, поэтому Монтессори родители предпочитают натуральные материалы. Если мебель, то деревянная, если шторы, то хлопковые или льняные, если ковры, то плетёные из натуральных тканей.

Деревянный стеллаж – красота!!!

Вязанный ковёр

Стоит отметить, что классический Монтессори материал изготавливается из дерева или металла, ведь во времена Марии Монтессори о пластике даже не слышали. Сейчас есть множество качественных пластиковые игрушек, которые соответствуют принципам Монтессори педагогики, но всё же деревянные игрушки в приоритете.

Игрушки для малыша: ткань, дерево, пластик, каучук

Самостоятельность ребёнка и освобождении родителей?

Многие почему-то думают, что методика Монтессори помогает родителям снять с себя груз ответственности. Они говорят, мол, ребёнка оставляют наедине со своими проблемами. Он вынужден их решать самостоятельно. Нет. И ещё раз нет! Если родители не будут ребёнку всё показывать, он ничему не научится . Если не будут с ним рядом, он специально будет демонстрировать свою беспомощность.

В Монтессори всё продумано с тем, чтобы ребёнок мог пробовать свои силы и познавать свои возможности . Но это совсем не означает, что, научившись складывать игрушки в коробку, он будет вынужден всегда за собой убирать всё до последней игрушки. Равно как умение ребёнка читать не означает, что родители перестанут читать ему книжки.

Малыш старается самостоятельно выстроить башню

Наоборот, методика Монтессори предполагает, что ребёнок многим вещам учится именно у родителей. А родители всегда присутствуют рядом, показывают и рассказывают, открывают ему мир. Когда же малыш пробует что-то сделать сам, они стараются побыть в стороне, чтобы он всё-таки смог. Если ребёнок просит о помощи, они обязательно помогают .

Как мы воплотили Монтессори пространство в однокомнатной квартире?

О том, я уже писала, здесь я расскажу, как мы продолжаем воплощать её в домашних условиях:

1. Прежде всего, мы решили, что в комнате не будет шкафов , комодов и вообще лишней мебели. Все вещи у нас хранятся в кладовой и большом шкафу в ванной. Чтобы кладовка не захламлялась, сезонные вещи мы вывозим в гараж. Это дало возможность создать на полу большое игровое пространство.

Отсутствие лишней мебели создаёт больше пространства для игр

2. Муж смастерил большой Монтессори стеллаж (похож на икеевский “Экспедит”). Здесь хранятся игрушки, книжки и материалы для занятий. Часть игрушек тоже на время уходит в кладовку.

Стеллаж помогает структурировать игрушки и даёт возможность выбора

3. Возле стеллажа на полу лежит удобный детский коврик , а рядом находятся метёлка, совок и мягкая варежка для втирания пыли.
Для чтения у нас есть удобное кресло-мешок.

Коврик для игр около стеллажа

4. Когда Сима была маленькая, у нас стоял спортивный уголок. Ксюша лазила по лестнице, а снизу мы стелили коврик и выкладывали Симу. Над ней вешали мобили. Рядом были игрушки и картинки. От сюда она могла выползать на пол. Также мы рано начали класть её на пол (не на покрывало, а именно на ламинат), чтобы она училась ползать. Кстати, учителем ползания у Симы была Ксюня. Именно она ей показывала технику и приёмы:)

Подвеска для ножек, чёрно-белы изображения, игрушки

Ползание прямо на полу с самого раннего возраста

5. Ещё мы часто меняли , которые мастерили своими руками.

Это я написала не для хвастовства, а для примера: создать развивающую среду можно даже в однокомнатной квартире.

Надеюсь, эта статья поможет Вам создать самую правильную и уютную детскую комнату для Вашего ребёнка!

А ещё приглашаем Вас !” У нас много полезного и интересного для Ваших малышей!

P.S. Изображения взяты с блогов Мотессори-родителей, в том числе Sew Liberated и How we Montessori , а также из Pinterest. Коллекция фотографий собиралась более 1 года, поэтому ссылки утеряны. Если у Вас есть желание и потребность, ищите первоисточник через Google поиск по фотографиям.

Желаем Вам домашнего уюта и побольше детского смеха!

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано . В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду , а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные , предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог , вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается , поэтому не забывайте про , пуговицами, и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах « » и «Готовые программы занятий ».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие.У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много !

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже .

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место .

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым .

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий, а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт , магнитная доска.

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.


Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти )

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько , а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – . Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

,

В 1998 году состоялось повторное знакомство отечественных воспитателей с методикой Марии Монтессори. Именно тогда в нашу страну приехала ее внучка и пообщалась с российскими педагогами. За прошедшие 30 лет популярность методики настолько возросла, что Монтессори-центры есть в каждом городе, и не в единственном числе. Однако идеи итальянского педагога могут применяться не только в специализированных школах, но и дома родителями или воспитателями в ДОУ.

Особенности методики, зонирование пространства

Основная идея системы в том, чтобы дать ребенку развиваться самостоятельно, с той скоростью, которая ему комфортна. От взрослого требуется помощь (только если ребенок попросит) и создание оптимально комфортной среды. Именно от того, насколько грамотно организовано пространство, зависит, как быстро и успешно малыш будет развиваться.

По классической теории пространство должно быть поделено на 5 зон:

  • зона реальной жизни (практических навыков). Первая зона, с которой знакомится ребенок. Все предметы, которые его окружают в этой зоне, должны быть соразмерны его росту, понятны по своему назначению и применению. Именно здесь малыш отрабатывает навыки по уходу за собой и за тем, что его окружает.
  • зона сенсорного восприятия. Материалы в этой зоне обязательно делятся на группы по органам восприятия;
  • математическая также делится на 4 зоны, в зависимости от сложности изучаемого материала: 1 – счет до 10; 2 – десятки; 3 – счет до 1000; 4 – таблицы сложения, вычитания;
  • языковая. Зона, направлена на развитие устной речи, чтения. Обязательное условие – большое количество книг для любого возраста. Ребенок сам выбирает, что ему читать.
  • космическая (зона естествознания). В этой зоне традиционно большое количество справочников, карт, макетов и муляжей.

В каждой зоне соответствующие дидактические материалы (игрушки). Сама Мария Монтессори игрушки называла «дидактическим материалом», считая более полезными для развития настоящие предметы обихода. Однако в настоящее время, для лучшего понимания, термин «игрушки» в теории Монтессори все-таки используют.

Классификация и применение

По классической системе Монтессори разновозрастные дети должны находиться в одной группе, поэтому игрушки и пособия не классифицируются по возрасту, а только по зоне, где они используются.

Важно! Все Монтессори-материалы должны быть только в одном экземпляре.

Зона Цель и особенности Монтессори-материалы (игрушки) обязательные в зоне
практических навыков научить ребенка простейшим бытовым навыкам. В качестве развивающих игрушек Монтессори настоящие бытовые предметы
  • лейка;
  • веник и совок;
  • живой цветок в горшке;
  • терка;
  • рамки;
  • кувшинчики и поднос;
  • набор для стирки;
  • набор для мытья посуды;
  • утюжок
сенсорики развитие мелкой моторики и органов чувств: слух, вкус, обоняние, зрение, осязание (включая температурное) и барическое чувство (чувство веса). Основное требование к игрушкам по системе Монтессори в этой зоне – изменяемым должен быть только один внешний признак
  • цилиндры;
  • башня (розовая);
  • лестница;
  • штанги
  • карточки;
  • доски;
  • ткани;
  • кубы (биномиальный и триномиальный)
математики предметы должны конкретизировать начальные знания ребенка по математике и геометрии
  • бусы;
  • счеты;
  • цифры;
  • геометрический комод;
  • башни;
  • карточки
языка зона сенсорики и языка дополняют друг друга, поэтому предметы из сенсорной зоны могут применяться и здесь.
  • фактурные буквы;
  • рамки-вкладыши;
  • дощечки для черчения;
  • рамки для рисования
космоса все для знакомства с окружающим миром
  • макет солнечной системы;
  • глобус;
  • карты;
  • фигурки животных;
  • энциклопедии;
  • наборы для научных экспериментов;
  • гербарии.

Официального сайта игрушек Монтессори от ассоциации не существует, но есть много интернет-магазинов от действующих школ, где можно купить все материалы. Деревянные игрушки Монтессори действительно проще купить, но остальные базовые предметы вполне можно сделать самостоятельно. Тем более что сама Мария предпочитала все материалы ручной работы.

Монтессори игрушки своими руками

Мария Монтессори не работала с детьми до 3-х лет, однако со временем ее последователи доработали и изменили систему. В современных центрах открыты Нидо-группы (малыши от 8 недель) и Тоддлер-группы (от возраста, когда ребенок впервые пошел и до 3 лет). Соответственно, были придуманы игрушки для младших возрастов.

Игрушки Монтессори для 1 года созданы для развития сенсорики. Это различные рамки, коврики, дощечки.

Сенсорный коврик

Игрушка Монтессори для детей, которые еще не ходят. Для его создания понадобится:

  • синтепон;
  • отрез однотонной ткани;
  • различные лоскуты ткани. Главное требование: они должны быть ярких цветов и самой разной текстуры;
  • пуговицы, молнии, шнурки, застежки-липучки, ленточки.

Сшивается синтепон и однотонный отрез ткани. Это основа будущего коврика. Поверх пришиваются лоскуты и различные детали (молнии, пуговицы и прочее). Можно сделать картину, но это необязательно. Малышу в таком раннем возрасте гораздо важнее яркие цвета и текстура. А молнии, пуговицы и шнурки помогут в развитии мелкой моторики. Такой коврик способен увлечь малыша надолго.

Тактильная доска

На лист плотного картона наклеиваются квадраты, вырезанные из самых разных материалов: наждачная бумага, мех, кружево, бархат, резина, щелк. Цель – собрать как можно больше образцов с различными текстурами.

Для детей постарше игру можно усложнить: образцы наклеить на квадраты картона. В этом случае, он, не глядя, достает квадрат и на ощупь пытается определить, что это.

Цилиндры

  • Самостоятельно можно окрасить в разные цвета бумажные стаканчики, маленькие коробки и любой другой подручный материал. А можно подготовить настоящую доску, которая будет использоваться и дальше в зоне математики.

Сделать эту развивающую игрушку для детей Монтессори можно следующим образом:

  • наметить будущие отверстия на поверхности основы. Для нее можно использовать невысокую картонную коробку или лист пенопласта;
  • ножом вырезать отверстия, покрасить;
  • из соленого теста слепить цилиндры. Можно сделать все их одинаковыми, но лучше, если они будут разной формы, размера и высоты;
  • высохшие цилиндры покрасить в разные цвета.

Ребенок в возрасте от 2 лет и до 4 уже обращает внимание на запахи, способен их различать и запоминать. Поэтому отличной Монтессори игрушкой для 3 лет будет коробочка с запахами.

Набор ароматов

Пожалуй, это самая простая в подготовке игрушка. Для ее создания понадобится:

  • коробка, в которой будет храниться набор;
  • небольшие емкости. Это могут быть спичечные коробки, пластмассовые контейнеры из киндер-сюрприза или баночки из-под детского пюре.

Бизиборд

В интернете можно найти много мастер-классов по созданию этой детской игрушки Монтессори. Самый простой способ – взять лист ДСП и на нем разместить:

  • выключатель;
  • замок с ключиком;
  • защелку;
  • колокольчики;
  • вентиль от крана;
  • телефонный диск;
  • старые счеты.

Бизиборд будет интересен детям в любом возрасте.

Самое главное, подготовив игрушки по методу Монтессори, не забывать об основополагающих идеях этой программы:

  • не помогать ребенку, пока он не попросит;
  • не рассказывать, как пользоваться тем или иным предметом. Дать ему возможность разобраться самостоятельно;
  • ребенок сам решает, чем и как долго ему заниматься.

Система раннего развития Монтессори за многие годы завоевала доверие педагогов и родителей. Марию Юнеско включило в список педагогов, изменивших образовательную науку в 20-м веке. И даже если не следовать программе полностью, а применять только развивающие игрушки для детей Монтессори, положительный результат будет гарантирован.

Видео


Close