бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

«Детский сад № 27»

Педагогический проект

в средней группе

на тему: «Весна красна».

воспитатель средней группы

Актуальность.

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.

Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка.

На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу.

У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.

Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы».К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).

Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Формирование элементарных представлений о весне.У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи междуусловиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, состоянием растительности.

Цели проекта:

1.Дать детям представления о времени года «весна», о весенних изменениях в природе.

2.Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.

3.Развитие мышления, воображения, связной речи.

Задачи проекта.

  1. Закреплять представление о весне и её приметах.
  2. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
  3. Закреплять и систематизировать знания о животных, растениях, насекомых, птицах.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  5. Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Тип проекта : краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой.

Участники проекта : воспитатели, воспитанники средней группы, родители.

Продолжительность проекта: с 30 03. 2016-15.04.2016

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1.Усвоениедетьми необходимых знаний по теме: «Живая и неживая природа весной».

2. У детей сформирован устойчивый интерес к природе.

3. Обогащение словаря детей.

4. Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.

5. Развитие познавательной активности детей.

6. Активизация совместной деятельности родителей и детей.

1 этап: подготовительный

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта.- Опрос детей: «Что такое весна»;

Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Разучивание стихотворений о весне.

2 этап: основной

Образовательная область

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Трудовое воспитание:

«Уборка сухих веток и травы на клумбе», «Дежурство по столовой», «Уборка на участке», «Уборка в группе», «Дежурство в центре природы»

Формирование основ безопасности:

Ситуация: «Каждому предмету свое место»

Беседы: «Какие опасности таятся весной на улице?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «В деревне у бабушки», «Путешествие в весенний лес», «Магазин семян», «На лесной полянке», «Весенний бал»

Дидактические игры:

«Когда это бывает?», «Чьи детки?», «Какое небо?», «Птицы», «Кто где живет?», «Хорошо-плохо», «Кто больше назовет действий», «Кто летает?», «Какого цвета солнце»

Физическое развитие

Ф.Н.П. о здоровом образе жизни:

Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Быть здоровыми хотим».

Физкультминутки:

«Краски весны», «Мишка вылез из берлоги», «Ветер», «Дует ветер с высоты»

Пальчиковая гимнастика:

Подвижные игры: «Матушка весна», «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Веснянка»

Познавательное развитие

Ознакомление с миром природы:

  1. «Пернатые друзья»
  2. «В гости к хозяйке луга»

Формирование целостной картины мира:

Показ презентации детям на тему: «Весна идёт»

ФЭМП:

  1. «Прогулка в лес»
  2. «Весенняя сказка»
  3. «Весна пришла»

Беседы:

«Растения и свет», «Что произойдет, если наступит весна?», «Перелетные птицы», «Первые цветы»

Экспериментирование:

«Лед – вода»

«Нагревание – охлаждение»

«Веточка в вазе»

Наблюдение: за состоянием погоды, за небом, за явлениями природы, за деревьями и кустарниками на участке; наблюдение за ростом и развитием растений.

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность:

  1. «Веточка вербы»
  2. «Ласковое солнышко»
  3. «Весенние цветы-первоцветы»
  4. Загадки-раскраски о весне.

Лепка:

  1. «Перелетные птицы»
  2. «Улитки»

Аппликация:

  1. Коллективная работа: «Весна красна»

Музыка:

Слушание:

Подпевание:

Конструктивно-модельная деятельность:

  1. «Журавлик» - оригами
  2. «Домик для птиц»

Чтение художественной литературы:

В. Степанов «По опушке шла весна», «Приметы весны»; Успенский отрывки из рассказа «Дядя Федор пес и кот» - «Наводнение в Простоквашино», «Весна в Простоквашино»; рассказы М. Горького «Воробьишко»; Н. Романова «Котька и птичка»; В. Бианки «Воробей». Сказка «Лиса и заяц».

Стихи: А. Плещеев (заучивание) «Уж тает снег, бегут ручьи…»; А. Пушкин «Улыбкой лесною природа…»

Музыка:

Слушание:

П. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок»;

Подпевание:

украинская народная песня «Веснянка»

Музыкальные игры:

«Мы на луг ходили», «Цыплята и лисята»

Театрализация по сказкам:«Лиса и заяц», «Дедка и репка».

Речевое развитие

Развитие речи: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна», Составление рассказов по картине «Весна», «Перелетные птицы».

Словесные игры:

«Весенняя поляна», «Здравствуйте, я Петрушка»

Работа с родителями

Изготовление печатных консультаций: «Покажем весну детям», «Детские развлечения весной». Привлечение родителей к составлению альбома на тему: «Весна пришла». Изготовление скворечника.

3 этап: заключительный

Проведение выставки детских рисунков по теме проекта;

Проведение итогового комплексного занятия «Весна- весняночка»;

Демонстрация альбома «Весна пришла».

Повесить скворечник на дерево на участке детского сада.

Подведение итогов в реализациипроекта

Участие в оформлении выставок в группе.

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ

Обработка результатов по реализации проекта

Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом yглy. Высyнyть листик иль синий цветочек Каждый спешит молодой корешок Раньше, чем ива из ласковых почек Первый покажет зеленый листок. Сергей Городецкий



Велика роль природы в духовной жизни общества. Чем больше мы узнаём красоту своего края, тем больше начинаем любить его. Ознакомление детей с природой – это средство образования и накопление знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей. Мы считаем, что направление проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер.




1. развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную); 2. учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации; 3. способствовать проектной деятельности индивидуального и группового характера; 4. помогать детям символически отображать ситуацию, проживать ее и выражать их в образной форме; 5. развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем); 6. расширить и систематизировать знания детей о весне; 7. развивать и обогащать словарный запас по теме проекта, монологическую и диалогическую речь; 8. воспитывать любовь и бережное отношение к природе; 9. развивать познавательную активность детей посредством дидактических игр; 10. развивать детское творчество через продуктивную, театральную деятельности; 11. поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.


Как наиболее эффективно построить работу в этом направлении? Формы работы Интеграция узких специалистов и воспитателей Внедрение новых технологий, методов и приемов в продуктивную деятельность детей Интеграция образовательных областей Создание предметно – развивающей среды Взаимодействие с семьей Взаимодействие с другими социальными институтами






Подобрать и составить конспекты по всем направлениям психолого – педагогической работы с детьми. Поискать информацию в СМИ, интернете (сотрудничество с родителями). Пополнить предметно - развивающую среду пособиями, атрибутами и т.д. Понаблюдать за природными изменениями. Подобрать книги о весне. Просмотреть презентации по данной теме. Подобрать дидактические пособия.




1. В непосредственной образовательной деятельности (конспекты): "Весенние явления", "Весна, весна на улице" "Рассматривание картины Ю. Левитана "Весна. Большая вода" (коммуникация); "Путешествие в весенний лес" - (познание - математика); "Весна идет! Весне дорогу" (художественное творчество - рисование); "Дневник наблюдений" (художественное чтение, художественное творчество); "Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите!"(художественное творчество - лепка); "Птицы весны", "День весеннего равноденствия" "Пришла весна - встречай детвора"





Весна, весна кругом живёт и дышит, Весна, весна шумит со всех сторон! Взлетел петух на самый гребень крыши, Да так поёт, что слышит весь район. Раскрыты окна. Веет тёплый ветер, И лёгкий пар клубится у реки, И шумно солнцу радуются дети, И думают о жизни старики.




















Что мы приобрели? Умение самостоятельно организовывать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). Находить и анализировать эффективность использования источников информации. Творческий подход к проектной деятельности индивидуального и группового характера. Умение символически отображать ситуацию, проживать ее основные смыслы и выражать их в образной форме. Навыки взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект родителей, общение между собой и с воспитателем). Развили такие качества как: любовь к природе, животным. Расширили представления о весне через поисковую, исследовательскую деятельность. Знания о весне, признаках весны, жизнь животных весной.


В чем мы уверенны? В том, что: приобретенные детьми умения, навыки и знания будут активно реализовываться в течение всей их жизни; наши дети станут заботливо относится к растениям, животным в весенний период; они будут читать стихи о весне, вести наблюдения за природой.


Весна идёт Утром было солнечно И совсем тепло. Озеро широкое по двору текло. В полдень подморозило, Вновь зима пришла, Затянулось озеро Корочкой стекла. Расколол я тонкое Звонкое стекло, Озеро широкое Снова потекло. Говорят прохожие: -Вот весна идёт!- А это я работаю, Разбиваю лёд. Агния Барто

Участники проекта: дети старшейразновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы, специалисты ДОУ.

Идея проекта: выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.

Структура проекта: проект разбивается на две темы «Изменения в природе» и «Человек весной».

Длительность проекта: краткосрочный - 1 неделя.

Итоговый продукт проекта: «Чудо – дерево весны» - дерево,как арт - объект, украшенный продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта (мини-эссе о весне, рисунки о весенних цветах, поделки и т. д.).

Итоговое мероприятие: презентация «Чудо-дерево весны». Формулирование проблемы проекта. Проект можно начать с обычной беседы о приближении весны и ненавязчиво сформулировать проблему, связанную непосредственно с конечным продуктом проекта «Чудо - деревом весны».

Воспитатель: А что можно придумать такое, чтобы весна поскорее наступила? Чтобы распустились листья на деревьях, выросли цветы, стало тепло и радостно.

Я предлагаю создать «Чудо-дерево весны», не простое дерево, а необычное и интересное. А вот как его создать, нужно хорошо подумать. Давайте поразмышляем, что мы можем увидеть на дереве весной?

Ответы детей: птицы, вернувшиеся из теплых стран, скворечник, птичьи гнезда, набухшие почки, маленькие зеленые листочки и т. д.

А что необычного и интересного может появиться на чудо - дереве весны? (рисунки о весне, наши поделки, наши маленькие рассказы, фотографии о весенних событиях и т. д.)

Все предложения воспитателя и детей можно зарисовать в виде предполагаемой модели «Чудо - дерева» и, таким же образом, данный рисунок будет своеобразным планом всей деятельности процесса.

Виды деятельности в проекте «Весна идёт».

Образовательная область «Познание»

Конструирование из бумаги «Скворцы прилетели»;

Изготовление из природного материала поделок «Птичьи гнёзда».

ФЭМП:

Составление геометрической картины «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.) ;

Составление математического букета «Подснежники» (на стеблях написаны выражения, на цветах – цифры) ;

Дидактические игры: «Сколько рисунков лишних» (весенние явления природы, разрезные картинки, пазлы с весенней тематикой и т. п.).

Наблюдения за неживой природой, растительным и животным миром (ярко светит солнце, сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы, весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье – птицы радуются весне, возвращаются перелётные птицы, выходят из спячки дикие животные, появляются насекомые и т. п.).

Беседы: «Что мы увидели в весеннем лесу?», «Самые красивые», «Поговорим о деревьях», «Человек весной».

Беседы о весенней природе с помощью наводящих вопросов:

Каким бывает снег весной?

Как называется явление весной, когда тает большое количество льда и снега?

Как вы думаете, куда потом девается вода?

Как изменилась жизнь животных?

Какие птицы возвращаются к нам весной?

Что они будут делать? и т. д.

Просмотр видео и фото-сюжетов о весне;

Дидактические игры «Когда это бывает», «Тайна времени» (последовательность весенних месяцев, времён года) ;

Совместное с родителями составление мини-эссе «Почему я люблю весну», «Почему возвращаются птицы», «Почему тает снег» и т. д.

Опытно – исследовательская деятельность: «Таяние снега».

Образовательная область «Коммуникация»

- фантазии, рассказы, сказки и мини-эссе на темы:

«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п.

Речевые игры:

«Подбери слово» (к прилагательному существительные: весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон и т. п.,

«Где спрятался звук? » (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С»: ве-с-на , с-нег , с-олнце , с-кворец , ле-с ) ;

«Чей хвост? » (образование однокоренных слов: у медведя – медвежий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у собаки – собачий, у кошки – кошачий, у коня – конский и т. д.)

«Один и много» (Ручей – ручьи, дождь – дожди, солнце – солнце, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, проталина – проталины, лист – листья, капель – капель, насекомое – насекомые, дерево – деревья и т. д.).

Речевые логические задачи: «Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек? »;

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Весна идет». Примерные вопросы:

Почему весной все хорошо растет?

С чем можно сравнить весну?

Какими словами можно сказать о весне?

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Заучивание стихов:Я. Аким. «Апрель»,Б. Заходер «Долго шла весна тайком».С. Городецкий «Весенняя песенка» и т. п.

Чтение и обсуждение: Ф. Тютчев «Зима недаром злится… », Г Скребницкий «весна»,Н. Сладков «Весенние радости: Апрель», В. Сухомлинский «Весенний ветер», песенки, заклички , небылицы, загадки о весне, приметы весны.

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование:

Рассматривание картин: В. Бакшеев «Голубая весна», С. Герасимов «Последний снег», «Лед прошел», А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.

Предметное рисование: « Весенние облака», «Приметы весны».

Лепка:

Композиция « Дерево» с использованием пластического способа лепки и дополнительных материалов (зернышки, бусинки, ветки деревьев и т. п.) на диске.

Аппликация:

Создание предметной композиции « Весенний хоровод», «Мое любимое дерево».

Конструирование из бумаги: «Скворцы», из природного материала «Птичьи гнезда».

Образовательная область «Труд»

Организация в центре природы проращивания семян гороха, бобов, цветов для последующего высаживания рассады в открытый грунт, рассаживание цветочной рассады.

Образовательная область «Социализация»

Дидактические игры: «Бывает – не бывает», « Это верно или нет», «Угадай дерево по листу», « Кто как кричит», «Парочки», «Найди дерево по семенам», «Летает – не летает»; «Узнай цветок по описанию», «Сосчитай», «Кто где живет».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную поляну», «Весенний бал» и др.

Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка», игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п.

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»,

Подвижные игры: с мячом «Когда это бывает? », с бегом «Охотники и звери», «Перелет птиц» и т. п. ;

Ритмические физминутки «Звери на зарядке», «Весенний ветер» и т. п.

Релаксация: «Обними дерево».

Игра имитация «Деревья в разную погоду».

Образовательные области «Здоровье и безопасность»

Беседы, обсуждения: «Какие опасности таятся на улице весной? » (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей? ».

Образовательная область «Познание»

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность) :

Составление предметов демисезонной одежды и обуви из геометрических фигур и разрезных деталей;

Упражнение «Посчитай»: воспитатель показывает картинки, а дети считают:

Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок

Одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курток

Один шарф, два шарфа и т. п.

Дидактические игры:

- «Разложи по возрастанию или убыванию» (от широкого шарфа до самого узкого, от короткого пальто до самого длинного и т. д.)

- «Разложи по группам и сосчитай» (составление множеств по признаку. Например:весенние коллекции обуви, одежды, головных уборов).

Формирование целостной картины мира:

Моделирование куртки из деталей (капюшон, рукав, манжет, воротник, карман, молния, петля) ;

Игры на классификацию: одежда, обувь, головные уборы; детские и взрослые; зимние, летние и демисезонные; ситцевые, шелковые, шерстяные, кожаные, фетровые, меховые и т. д. ;

Игра «Живая – неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе) : объекты живой природы отмечаем зеленым кружком, неживой – синим;

Логические цепочки – детям предлагается установить взаимосвязи:

Зима – мало солнечных дней – короткий день – длинная ночь – как чувствует себя человек? (хочет спать, хочется тепла и т. д.)

Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение
















Весенние животные Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места. Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог? Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.




Птицы весной Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке. Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи. Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе корм. Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать. Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Птенцам нужен корм, и птицы добывают его, уничтожая огромное количество вредных для человека насекомых. Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.






Скоро лето Поздняя весна, месяц май пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши. Большинство птиц в мае уже сделали кладки и высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Они прилетают перед цветением черемухи, устраивают гнезда на земле, в густых зарослях травы. Питаются соловьи червями, пауками, насекомыми, ягодами. Весной рыба идет на нерест. Она упорно преодолевает течение, плывет в верховья рек, выходит на залитые водой луга. Здесь для мальков безопасней и много корма. Рыба нерестится как можно ближе к верховьям реки, к ее истокам, чтобы течением слабых мальков не унесло - в море. Еще один признак весны весенние дожди. В народе говорят: если в мае идет дождь, значит, будет в поле рожь.



Труд людей весной Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель. В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью. Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников. На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.





Реквием по сосульке (Татьяна Гусарова) Весна пришла. Бегут ручьи. Журчат, смеются, веселы... И острые носы свои Сосульки с крыши свесили. Но вот висят они и очень Мучаются, маются. У них лишь вечером и ночью Насморк прекращается. А днём опять носам беда. Сливаясь с шумом уличным, Не просто капает вода- Уходит жизнь сосулечья. (Ф.Тютчев) Зима недаром злится Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё гонит зиму вон. И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит! Взбесилась ведьма злая И снегу, захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало, Умылася в снегу. И лишь румяней стала Наперекор врагу.


«Весна» (И.Токмакова) К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны. «Март»(Г. Лагздынь) Мы сегодня рано встали. Нам сегодня не до сна! Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла весна! А на улице мороз. Снег летит колючий, И ползут по облакам В белых шубах тучи. Ждём, весна. Давным- давно, А ты бродишь где-то! Без тебя ведь не придёт Солнечное лето!


Загадки о весне Дни погожие не редки, Греются на солнце ветки. И, как маленькие точки, На ветвях набухли... (почки) В теплый день из-подо льда Мчится талая вода. И шумит всех птиц звончей Этот озорной... (ручей) На лесной проталинке Вырос цветик маленький. Прячется в валежник Беленький... (подснежник) Белоснежною горой Во дворе стоял зимой. Где он был, теперь потоп Стал водицею... (сугроб)


Посмотрите-ка, ребята, В небесах повисла вата К нам плывут издалека В синем небе... (облака) Что за тонкие иголки Зеленеют на пригорке? Это, выросши едва, К солнцу тянется... (трава) Жёлтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках… (Мимоза) Понавесили корзины На березы и осины. Каждая корзинка дом, А зовется он... (гнездом) Смастерим для птичек дом С круглым маленьким окном. Вот скворец сел на орешник, Строем мы ему... (скворечник)


Пословицы, поговорки о весне Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок. Весна длинным днем красна. Весна красная, а лето страдное. Весна на тепло щедра, да скупа на время. Весна и осень на пегой кобыле ездят. Весна красна, на все пошла. Весна говорит - гнило! А лето - мило, лишь бы было! Весна красна цветами, а осень снопами. Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весенний день – что ласковое слово. Весною день упустишь, так годом не вернешь. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.




Педагогический проект о весне с презентацией на тему: «Весна идёт, весне дорогу!» в средней группе детского сада

Педагогический проект: Тема: «Весна идёт, весне дорогу!»
Название проекта: «Весна идёт, весне дорогу!»
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: апрель - май 2016 год.
Вид проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.
Обоснование выбора темы:
Наш мир велик и многогранен. Все, казалось бы, является важным для развития ребенка. Не каждому дано выразить свою красоту, не каждый может увидеть в простом прекрасное. Считаю, что миссия воспитателя в том, чтобы раскрыть творческие способности ребенка, развить интерес к внутреннему миру человека.
Задача воспитателя найти что-то важное, значимое для ребёнка. Очень важно, чтобы деятельность ребенка на занятиях была разнообразной, содержательной. Именно поэтому на своей работе мы используем различные формы занятий.
Актуальность:
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков.
И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Проблема:
-У детей не сформированы знаний о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе.
- Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
- Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал, грамматический строй речи нарушен. Отсутствует связанность речи при построений развернутого высказывания.
Думаю, причиной является недостаточно материалов по данной теме, мало внимания уделялось этой теме в программе детского сада. Особенно этой теме не удаляется внимания дома со стороны родителей.
Цель проекта:
Формирование представлений детей о весеннем времени года, стимулирование поисковой деятельности в процессе сбора информации по данной теме.
Задачи проекта:
-учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего года и поведением животных, состоянием растительности;
-развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации;
-воспитывать творческую инициативу, бережное отношения к окружающей среде.
Гипотеза:
Процесс освоения представление о весне у дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным, если:
-работа по ознакомлению проводится систематически;
-подобраны адекватные возрасту формы и методы обучения дошкольников;
-созданы специальные условия;
-разработан механизм, объединяющий усилия детского сада и семьи по ознакомлению с весенними явлениями.
Предполагаемые результаты
-Создание общей композиции по теме проекта.
-Проведение воспитательного мероприятия: «Здравствуй, весна» с участниками проекта.
-Обогащение речевого словаря детей;
-Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности.
-Развитие у детей наблюдательности, творческой активности, сплочённости коллектива.
Этапы проекта

Содержание
1-й этап.
Подготовительный
-Постановка цели и формулирование задач.
-Определение форм и методов работы
-Подбор методической литературы
-Выбор оборудования и материалов (дидактических игр, игровых упражнений, литературно-художественного материала)
-Разработка календарно-тематического плана проекта
2-й этап.
Практический
Деятельность в соответствии с тематическим планированием:
Непосредственно организованная образовательная деятельность;
Изготовление дидактических игр по теме проекта;
Игры;
Продуктивная деятельность детей;
Чтение художественной литературы;
Создание альбомов, книжек;
Создание детских проектов;
Выставки детского творчества;
Организация работы с родителями:
--Беседы, встречи, консультации;
- Оформление стендовой информации, папок-передвижек для родителей;
- Выставки совместного творчества детей и родителей;
- Создание книжки-копилки стихотворений, загадок;
- Проведение досугов, праздников, развлечений, викторин
3-й этап.
Итоговый
1.Итоговый мониторинг знаний детей.
2.Итоговое мероприятие проекта:
Развлечение «Здравствуй, весна»
Содержание работы в ходе реализации тематического планирования
На подготовительном этапе проекта были изучены материалы периодической печати, опыт работы других дошкольных учреждений, задействованы ресурсы Интернета.
Работу начали с подбора методической литературы, дидактического и информационного обеспечения проекта.
Грамотно организовали предметно-развивающую среду.
Группу наполнили практическим материалом. Игротеку оборудовали дидактическими играми.
В центре книги создали мини-библиотеку, в которой разместили художественную и познавательную литературу, иллюстрации для рассматривания о весенних явлениях.
Далее был составлен план работы по реализации проекта, на основе которого разработано календарно-тематическое планирование работы с детьми и родителями.
На практическом этапе начали работу с непосредственно организованной образовательной деятельности. Деятельность с детьми строили на основе развивающего обучения, используя различные формы организации обучения: коллективные, групповые, индивидуальные.
В образовательной области «Физическое развитие» использовались подвижные игры, физкультминутки.
Дошкольник познаёт жизнь через игру. Поэтому в работе использовали сюжетно-ролевые, дидактические игры.
Особое внимание уделяли чтению художественной литературы. Загадывали загадки, читали сказки, рассказы.
Беседы с детьми сопровождали наглядностью, показом мультфильмов, познавательных презентаций проводились опыты. Тематика бесед, ситуативных разговоров разнообразна.
Полученные знания дети закрепляли в досугах.
В процессе деятельности у детей расширялся кругозор знаний об окружающем мире, обогащался словарный запас.
Самостоятельная деятельность детей была организована в мини – центрах.
Эффективным средством обучения является организация совместной деятельности родителей и детей. Поэтому работу вели в тесном взаимодействии с родителями.
На протяжении всего проекта для родителей обновлялась стендовая информация папки-передвижки « Весна идёт весне дорогу»
Итогом заключительного этапа по теме проекта «Весна идёт, весне дорогу!» стало развлечение «Здравствуй, весна!».
Анализируя работу над проектом и его результатами, пришли к выводу о его значимости и важности.
ВЫВОДЫ:
Таким образом, проведенная работа по теме «Весна идёт, весне дорогу!» способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения и коммуникативных навыков.
Работа по проекту позволила прийти к следующим результатам:
Сформировались у детей элементарные знания о признаках весны.
Повысился уровень мотивации к занятиям.
У детей развились творческие способности.
Родители были вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Воспитали заботливое отношение детей к пробуждающейся природе; желание больше узнать об особенностях природы своего края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках проекта, работа получилась познавательной.
Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогла детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей.
Расширяя кругозор и представления об окружающем мире, дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать.
Дети стали делиться полученной информацией из различных источников друг с другом.
Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.

ЛИТЕРАТУРА
1.Вераксы Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М., 2011г.
2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе. – М., 2010г.
3.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. – М., 2007г.
4.Горькова. Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
5.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет.
6.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе. – М., 2010г.
7.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М., 2006г.
8.Моя первая энциклопедия.
9.Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. – М., 2010г.
10.Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – М., 2009г.
11.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению по окружающему миру в средней группе – М., 2010г.
12.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – В., 2004г.


Close