В.Д. Шадриков

Профессиональные способности

В.Д. Шадриков

Профессиональные способности

Москва, 2010

Книга подготовлена на основе исследований, выполненных при финансовой поддержке Научного фонда ГУ-ВШЭ в рамках научно-исследовательского проекта № 09-01-0044 «Психология профессиональных способностей»
Рецензенты:

Ю.П. Поваренков , доктор психологических наук, профессор,

Г.А. Суворова, доктор психологических наук, профессор

Шадриков В.Д.

Профессиональные способности


Рассмотрены идеологические, методологические и теоретические проблемы изучения общих и профессиональных способностей. Сформулированы принципы изучения способностей, особенности профессионального тестирования и интерпретации полученных результатов.

Раскрыто содержание понятия «профессиональные способности». Показана связь профессиональных способностей с общими способностями. Рассмотрено место и значение способностей в системе деятельности, как ведущей детерминанты успешности. Даны примеры профессиографического описания деятельности и на этой основе раскрываются отношения способностей и компетентности субъекта деятельности, показаны возможности разработки профессионального стандарта. Рассматривается развитие общих и профессиональных способностей в учебной и трудовой деятельности.

Для ученых и специалистов в области психологии и педагогики, студентов и аспирантов высших учебных заведений при подготовке по психолого-педагогическим специальностям, практических работников, занимающихся профессиональным обучением, профотбором и профориентацией.
© Шадриков В.Д., 2010

Введение 8

Глава 1. Идеологические и методологические проблемы изучения 11

профессиональных способностей 11

1.2. Методологические проблемы изучения способностей 14

1.2.1. Принципы изучения способностей 15

1.2.1.1. Принцип психофизического единства 15

1.2.1.2. Принцип единства способностей и деятельности 15

1.2.1.3. Принцип единства потенциальных и актуальных способностей 17

1.2.1.4. Принцип единства способностей и переживания 18

1.2.1.5. Принцип конкретности (индивидуальности) в анализе 19

способностей 19

1.2.1.7. Принцип единства способностей и условий деятельности 20

1.2.2. Процедуры и методы изучения и диагностики профессиональных способностей 21

1.2.2.1. Основные типы экспериментальных ситуаций (по Фрессу и Пиаже) 21

1.2.2.2. Изучение и тестирование способностей 24

1.2.2.3. Особенности профессионального тестирования 26

1.2.2.4. Интерпретация результатов тестирования 26

1.2.3. Системный подход и теоретические проблемы раскрытия понятия «способности» 29

1.2.3.1. Возможности головного мозга человека 30

2.2. Теоретические взгляды на способности в работах 44

отечественных психологов 44

2.2.1. Взгляды на способности в отечественной литературе XIX века 44

2.2.2. Взгляды Л. С. Выготского на проблему развития 50

высших психических функций 50

2.2.3. Взгляды Б. М. Теплова на проблему способностей и одаренности 67

2.2.4. Теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна на проблему 82

способностей и одаренности 82

2.3. Теоретические взгляды на способности в работах 99

зарубежных психологов 99

2.5. Раннее проявление способностей 109

2.6. Теория способностей В. Д. Шадрикова 110

Глава 3. Профессиональные способности 120

профессиональных способностей 122

3.3. Профессиональные способности в системе 130

детерминант успешности деятельности 130

3.3.1. Субъект и субъектность деятельности 130

3.3.2. Некоторые методологические проблемы индивидуальности 136

3.3.3. Субъектность и ее экспериментальное изучение 144

3.3.4. Рефлексия и рефлексивность 149

3.3.5. Проявление профессиональных способностей в показателях 157

успешности деятельности (производительность, качество и 157

надежность) 157

4.4. Европейская структура квалификаций (ЕСК) 208

для образования в течение жизни 208

Глава 5. Развитие способностей 214

5.1. Общая характеристика развития. Определение понятий 214

5.2. Детерминация развития 217

5.3. Развитие способностей 228

5.3.1. Развитие способностей субъекта учебной деятельности (ученика) 229

5.6. Развитие способностей субъекта трудовой деятельности 261

Заключение 268

Предметный указатель 270

Литература 274

«… Когда мы были у вас, то завещали вам сие.

способность одаренность умственный

Сторонником функционально-генетического подхода к способностям является и В.Д. Шадриков. Он рассматривает способности как индивидуальные качества, включенные в систему деятельности, и понимает под ними качества психических процессов и качества моторики. При таком понимании психическая функция в определенном качественном выражении и выступает в роли способностей. При этом В.Д. Шадриков подчеркивает, что функция понимается им не как «отправление той или иной ткани», а как работа целостной функциональной системы. В связи с этим он считает, что способности можно определить как характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т.д.). Это определение он относит и к двигательным (психомоторным) способностям. Под задатками В.Д. Шадриков понимает свойства элементов, образующих функциональную систему и влияющих на эффективность ее функционирования. При этом состав и природу задатков он пока не раскрывает, хотя и говорит о нейронах и нейронных цепях как специальных задатках, а типологические особенности свойств нервной системы и соотношения между полушариями головного мозга относит к общим задаткам. При таком подходе, считает В.Д. Шадриков, задатки не развиваются в способности, а формируются. По его представлениям, способности и задатки являются свойствами: первые -- функциональных систем психических процессов, вторые -- компонентов этой системы. Поэтому, по В.Д. Шадрикову, способности как свойства функциональных систем являются системными качествами. Как видно из изложенного, основные положения В.Д. Шадрикова связаны с привязкой способностей к функциональным системам, каждая из которых формируется для осуществления определенной функции. Именно поэтому он считает, что способности целесообразно соотносить с психическими функциями.

Состав способностей, по его мнению, тоже весьма узок и ограничивается психическими процессами и психомоторикой. Таким образом, В.Д. Шадриков придерживается функционального, а не личностного подхода к рассмотрению способностей.

Суть его теории следующая: Теория строится на основе двух допущений:

· способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции;

· Ш-функции являются родовыми формами деятельности и могут быть описаны как функциональные системы деятельности.

Понять эту фундаментальную для психологии категорию можно только рассматривая способности в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. Способности человека как индивида отражают их природную (биологическую) сущность. Они сформировались для обеспечения выживания человека в естественных природных условиях. Способности индивида есть свойства его функциональных систем, реализующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии познания окружающего предметного мира и организации адаптивного поведения (в том числе жизнедеятельности).

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Под влиянием требований деятельности природные способности индивида приобретают черты оперативности, развиваются операционные механизмы, природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельность. Можно утверждать, что способности человека как субъекта деятельности есть свойства функциональных систем способностей, в структуре которых функционируют способности индивида (природные способности). Как и способности индивида, способности субъекта деятельности имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Способности субъекта деятельности есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями и в развитой форме реализуемые психологической функциональной системой, изоморфной психологической системе деятельности. Ведущую роль в развитии способностей субъекта деятельности играют процессы:

· овладения субъектом своими способностями через овладение интеллектуальными операциями;

· тонкого приспособления способностей к условиям деятельности (придание им черт оперативности по Д.А. Ошанину)

Способности человека как личности представляет собой способности субъекта деятельности, поставленные под нравственный контроль личности. И если способности индивида сформировались в процессе филогенеза и обеспечивали, в первую очередь, выживание индивида в природе, способности субъекта деятельности, развиваясь на основе природных способностей, обеспечивают эффективное выполнение деятельности, то способности личности проявляются в поступках человека, обеспечивая социальное познание строго недетерминированного мира, т.к. люди, вступающие во взаимодействие, обладают свободой и волей.

В.Д. Шадриков считает, что способности - это свойства человека, как индивида, проявляющиеся в успешности выполнения деятельности.

Шадриков

Образование

Аспирантура: год окончания - 1968.
Ярославский государственный педагогический университет им. Н.Д. Ушинского, физико-математический факультет, специальность «Преподаватель математики и физики» (1962).

Тема кандидатской диссертации

«Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору» (1968)

Тема докторской диссертации

«Системный подход в психологии производственного обучения» (1977)

Публикации

1. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015.
2. Шадриков В. Д. Эволюция мысли // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 118-128.
3. Статья Шадриков В. Д. Мысль и ее порождение // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 118-127.
4. Шадриков В. Д. Мысль и познание. М.: Логос, 2014.
5. Шадриков В. Д. Мысль как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2014. № 4. С. 130-137.
6. Шадриков В. Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 17-32.
7. Шадриков В. Д. Образ и слово // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 2. С. 80-87.
8. Shadrikov V. D. Structural analysis of junior schoolchildren’ intellectual abilities // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 86. P. 301-307.
9. Shadrikov V. D., Kuznetsova M. Students’ development in different educational systems // International Journal of Developmental and Educational Psychology. 2013. Vol. 2. No. 1. P. 229-234.
10. Шадриков В. Д. The role of reflection and reflexivity in students’ ability development // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Т. 6. № 2. С. 55-64.
11. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013.
12. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования. М.: Логос, 2012.
13. Кузнецова М. Д., Шадриков В. Д., Глебова Л. Н. Мониторинг качества высшего педагогического образования / Под общ. ред.: В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2012.
14. Психология способностей: хрестоматия / Сост.: В. Д. Шадриков; отв. ред.: В. Д. Шадриков. М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2012.
15. Шадриков В. Д., Кузнецова М. Д., Зиновьева Н. А. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под общ. ред.: В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2011.
16. Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010.
17. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. М.: Институт психологии РАН, 2009.
18. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс,2007.
19. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Репр. Воспр. Текста издания 1982 года. М.: Логос, 2007.
20. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос, 2006.
21. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2003.

Повышение квалификации

1) Исследовательский центр Проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов по программе «Проектирование основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО» (май, 2009);
2) Исследовательский центр Проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС» по программе ДПО «Проектирование образовательных программ ВПО на компетентностной основе».

Государственные и ведомственные награды

Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (ноябрь 2012)
Золотая медаль «За достижения в науке» РАО (2007)
Орден Почета (апрель 2002)
Медаль им. А.С. Макаренко (1990)
Медаль им. Н.К. Крупской (1989)
Медаль им. К.Д. Ушинского (1989)

Достижения и поощрения

Нагрудный знак "Почетный работник науки и техники Российской Федерации" (ноябрь 2007)
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (август 2006)
Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (октябрь 1999)
Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (июнь 1996)

Исследовательские проекты и гранты

1. Проекты, выполненные в рамках Федеральной целевой программы развития образования (за последние 10 лет):
«Совершенствование и апробация моделей внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования (СПО, ВПО, ДПО образовательных учреждений педагогического профиля)» (2011-2012)
«Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на региональном уровне в условиях внедрения нового Порядка аттестации» (2009-2010)
«Экспериментальное внедрение методики определения уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности (на примере 2-х территорий Ярославской и Псковской областей)» (2008-2009)
«Разработка критериев разделения программ бакалавров и магистров как основы последующих разработок примерных основных образовательных программ высшего профессионального педагогического образования, соответствующих ФГОС» (2008)
«Разработка показателей государственной аккредитации бакалавриата и образовательных программ магистратуры и инструментария их оценки» (2008)
«Разработка требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального и основного общего образования» (2007)
«Разработка методических основ для обеспечения оценки уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности» (2007)
«Разработка профессионального стандарта педагогической деятельности с участием профессиональных объединений» (2006)

2. Проекты, выполненные при поддержке РГНФ (за последние 5 лет):
Эволюция мысли (№ проекта 15-06-10538; 2015-2016гг.)
Мысль как предмет психологического исследования (№ проекта 13-06-00132; 2013-2014гг.)
Развитие познавательных способностей и личностных качеств младших школьников в различных образовательных системах (традиционной, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) (№ проекта 10-06-00479; 2010-2011гг.)

В.Д. Шадриков ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ Ш Москва ° Университетская Книга ° 2010 УДК 159.9 ББК 88.4 Ш16 Книга пидгптивлена на лишне исследиваний, выпилненньдх при финапшвий ппддержке Научмагп фонда Г Y-BIII3 в рамках паучпп-исследивательсклги прпекта N2 09-01-0044 «IIcuxu/men): прпфессианальных пшспбнпстей» Рецензенты ЮЛ Поваренков, доктор психологических наук, профессо16 ISBN ГА. <...> ISBN 978-5-98699-134-4 Рассмотрены идеологические , методологические и теоретические проблемы изучения общих и профессиональных способностей. <...> Приведены приеры профессиотр афическото ошитсашитя деятельности, на этой основе раскрыты отношения способностей и компетентности субъекта деяельности , возможности разработки профессионального стандарта. <...> Может использоваться при подтотовке кадров по психолого-педагоическши направлеъшям (специальности/т) вузов, а также при повыении квадшфтиткашш практическихработъшков, занимающихся про 1)ecc1»IoHaJI:LH:m1v[ обучением, профотбором и профориентацией. удк 159.9 ввк 88.4 978-5-98699-134-4 © Шадриков В.Д., 2010 © Университетская книга, 2010 О ГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. <...> Идеологические и методологические проблемы изучения профессиональных способностей. <...> 45 Теоретические взгляды на способности в работах отечественных психологов . <...> 132 Категория деятельности и ее применение к проблеме профессиональных способностей 134 Профессиональные способности . 144 в системе детерминанг успешности деягельности. <...> Психологический анализ деятельности - основа выявления профессиональных способностей 6 Оглавление Глава 4. <...> Профессиональньнйт стандарт И способности 196 Способности , Компетентность И компетенции 196 Модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности (на примере педагогической деятельности) . <...> 226 Европейская структура квалификаций для образования в течение ЖИЗНИ.... <...> Однако в зависимости от идеологиеских и политических установок, методологических и теоретических взглядов и подходов понятие «способости <...>

Профессиональные_способности_.pdf

В.Д. Шадриков ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ Москва  Университетская книга  2010

Стр.2

УДК 159.9 ББК 88.4 Ø16 Книга подготовлена на основе исследований, выполненных при финансовой поддержке Научного фонда ГУ-ВШЭ в рамках научно-исследовательского проекта ¹ 09-01-0044 «Психология профессиональных способностей» Рецензенты Ю.П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор Г.А. Суворова, доктор психологических наук, профессор Шадриков В.Д. Ш16 Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. – М.: Университетская êíèãà, 2010. – 320 ñ. ISBN 978-5-98699-134-4 Рассмотрены идеологические, методологические и теоретические проблемы изучения общих и профессиональных способностей. Сформулированы принципы изучения способностей, особенности профессионального тестирования и интерпретации полученных результатов. Раскрыто содержание понятия «профессиональные способности». Освещена связь профессиональных способностей с общими способностями. Рассмотрены место и значение способностей в системе деятельности как ведущей детерминанты успешности. Приведены примеры профессиографического описания деятельности, на этой основе раскрыты отношения способностей и компетентности субъекта деятельности, возможности разработки профессионального стандарта. Показано развитие общих и профессиональных способностей в учебной и трудовой деятельности. Для ученых и специалистов в области психологии и педагогики. Может использоваться при подготовке кадров по психолого-педагогическим направлениям (специальностям) вузов, а также при повышении квалификации практических работников, занимающихся профессиональным обучением, профотбором и профориентацией. УДК 159.9 ББК 88.4 ISBN 978-5-98699-134-4 © Шадриков Â.Ä., 2010 © Университетская êíèãà, 2010

Стр.3

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................... 7 Глава 1. Идеологические и методологические проблемы изучения профессиональных способностей................................................................ 11 Идеологические проблемы исследования ñïîñîáíîñòåé........................................................................ 12 Методологические проблемы изучения ñïîñîáíîñòåé....................................................................... 15 Глава 2. Теоретические проблемы изучения ñïîñîáíîñòåé....................................................................... 45 Первые представления о способностях человека......... 45 Теоретические взгляды на способности в работах отечественных ïñèõîëîãîâ................................................ 49 Теоретические взгляды на способности в работах зарубежных психологов................................................... 110 Генетическая обусловленность способностей.............. 118 Раннее проявление способностей.................................. 121 Теория способностей Â.Ä. Шадрикова.......................... 122 Глава 3. Профессиональные способности....................... 132 Общие понятия деятельности и ïðîôåññèè................. 132 Категория деятельности и ее применение к проблеме профессиональных ñïîñîáíîñòåé............. 134 Профессиональные способности в системе детерминант успешности деятельности...... 144 Психологический анализ деятельности – основа выявления профессиональных способностей............. 175

Стр.4

6 Олавление Глава 4. Профессиональный стандарт и способности... 196 Способности, компетентность и компетенции........... 196 Модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности (íà примере педагогической деятельности) ................ 197 Способности и êîìïåòåíöèè........................................... 226 Европейская структура квалификаций для образования в течение жизни.................................. 230 Глава 5. Развитие ñïîñîáíîñòåé.......................................... 237 Общая характеристика развития. Определение понятий............................................................................... 237 Детерминация ðàçâèòèÿ................................................... 240 Развитие способностей субъекта трудовой деятельности...................................................................... 290 Заключение.............................................................................. 298 Предметный указатель......................................................... 300 Именной указатель................................................................ 314 Литература............................................................................... 316

День рождения 18 ноября 1939

советский и российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии

Биография

Родился 18 ноября 1939 года в городе Рыбинске Ярославской области.

Закончил в 1962 году Физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского (ЯГПИ) по специальности «преподаватель математики и физики». В 1962-1965 годах преподаватель, директор средней школы в посёлке городского типа Эвенск Магаданской области. В 1965-1968 годах закончил аспирантуру кафедры психологии ЯГПИ; кандидатская диссертация на тему «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору».

С 1965 года преподаватель кафедры психологии ЯГПИ, доцент (1970). Участвовал в 1970-х годах в создании Факультета психологии открытого Ярославского государственного университета (ЯрГУ). В 1971-1982 годах был его деканом и заведующим кафедрой психологии труда и инженерной психологии. В 1976-1982 годах проректор ЯрГУ по учебной работе. В 1977 году защитил докторскую диссертацию «Системный подход в психологии производственного обучения». В 1982-1985 годах ректор ЯГПИ.

В 1985-1988 годах заместитель министра просвещения СССР. В 1988-1992 годах первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по народному образованию. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1992 году заместитель председателя Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России. В 1993-1996 годах заместитель председателя Государственного комитета России по высшему образованию. В 1996-1998 годах первый заместитель министра, в 1998-2001 годах заместитель министра общего и профессионального образования России (с 1999 года - министра образования России). Помимо прочего занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. Был членом Советов по русскому языку (1995-1997) и по взаимодействию с религиозными объединениями (1999-2001) при Президенте России.

Заведующий кафедрой психологии младшего школьника Московского педагогического государственного университета.

С 2001 года профессор кафедры общей психологии и научный руководитель Факультета психологии Высшей школы экономики. Преподаёт также на Факультете начальных классов Московского педагогического государственного университета. Член редакционных советов журналов «Психологический журнал», «Экспериментальная психология».

Член-корреспондент АПН СССР (1982). Исполняющий обязанности президента АПН СССР (1989-1990). Действительный член АПН СССР - РАО (с 1990).

Изучает системогенез профессиональной деятельности, а также другие аспекты психологии профессионального обучения; способности индивида.

Женат, имеет сына.

Труды

  • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
  • Философия образования и образовательные политики. - М., 1994.
  • Психологическая деятельность и способности человека. - М., 1996.
  • Способности человека. - М. - Воронеж, 1997.
  • Происхождение человечности. - М., 2001.
  • Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека. - М., 2002.

Награды

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ, 2001); орден Почёта за разработку Государственных стандартов высшего профессионального образования (2002).
  • Медали им. Н. К. Крупской (1989); К. Д. Ушинского (1989); А. С. Макаренко (1990).
  • Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1998).
  • Премия им. С. Л. Рубинштейна за цикл работ по психологии способностей (1996) и премия Президента РФ в области образования за комплекс работ «Отечественное направление в психологии творчества и одарённости» (1999).

Close