Вот уже целых десять месяцев в вашем доме живет маленькое солнышко, которое одним только своим присутствием дарит всем домочадцам ощущение счастья. В этом возрасте ребенок развивается психически, достигает новых высот в физическом воспитании, взрослеет и обретает новые навыки в играх, общении с родителями и сверстниками. Словом, становится все более интересным. Давайте узнаем в деталях о характере, физическом и психическом развитии ребенка в десять месяцев.

Сон и режим дня: сколько должен спать ребенок в 10 месяцев?

Распорядок дня может различаться, поскольку каждый малыш индивидуален. Поэтому родители должны подстраиваться под время кормления, засыпание и продолжительность сна своего крохи, при этом обязательно придерживаться постоянного расписания. Кормите и укладывайте ребенка в одно время, так как нарушение привычного режима или скользящий график будет вызывать у малыша только усталость, капризы и плохое настроение.

Обычно в возрасте десять месяцев детки спят по ночам от 10 до 12 часов. Днем продолжительность сна составляет около двух часов. Спокойные дети могут отдыхать больше, при этом после пробуждения долго не проявлять активности. А вот с шустрыми малышами ситуация иная: они расходуют больше энергии, меньше и беспокойнее спят, очень быстро устают и часто капризничают. Педиатры рекомендуют родителям в таких случаях укладывать ребенка спать на час или два раньше положенного времени.

Чтобы ребенок не просыпался ночью, перед сном его можно искупать. Обязательно проветрите комнату, включите колыбельную, побудьте рядом с малышом, пока он засыпает - мамино присутствие, голос и свежий воздух действуют успокаивающе на детей.

Несмотря на то, что в таком возрасте детям интересно проводить время дома, про ежедневные прогулки забывать нельзя. Малыш с огромным удовольствием будет изучать окружающий мир, поэтому, отправляясь за покупками в магазин, в гости или в развлекательный центр, обязательно возьмите его с собой. Летом ребенок может проводить время в песочнице, общаться со сверстниками. Продолжительность прогулок составляет не менее двух часов дважды в день. Зимой количество и длительность гуляния на улице можно сократить до 30 минут.

В целом, ежедневный распорядок десятимесячного ребенка по-прежнему включает в себя сон, прием пищи, время для прогулок, время бодрствования для игр и общения, а также гимнастику , массажные и гигиенические процедуры. К этому возрасту в детском организме складываются определенные биоритмы, влияющие на время проведения каждого из мероприятий. Просыпаются детки, как правило, в промежутке от 6 до 7 часов утра. Утром после сна и кормления можно провести гимнастику и массаж, между которыми должен быть промежуток времени не меньше чем в 45 минут. Укладывать малышей рекомендуется не позднее 22.00.

Рост и вес: сколько должен весить ребенок в 10 месяцев?

В десятимесячном возрасте происходит дальнейший рост и развитие малыша. К этому времени тело крохи становится пропорциональным, однако темпы набора веса и роста немного замедляются. Так, средний вес мальчиков в возрасте десять месяцев составляет от 8,3 до 10,9 кг, девочки весят 7,9-10,1 кг. Следовательно, средний рост мальчиков будет в пределах 69,1-76,9 см, девочек - 69,0-75,3 см.

Однако если показатели вашего ребенка не соответствуют указанным нормам, переживать не стоит. Дело в том, что на разницу в цифрах влияет наследственный фактор, параметры роста и веса при рождении, а также режим кормления.

Питание: чем кормить ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте грудное вскармливание по-прежнему является основным для ребенка, однако к концу последней декады первого года оно не обеспечивает полноценного питания. В мамином молочке уже нет того количества протеина, калия, меди и цинка, что необходимо для подрастающего организма крохи. Поэтому восполнить дефицит нужных элементов необходимо с помощью других продуктов. При этом какой-то инновационной пищи в рационе практически нет, так как мама просто расширяет меню за счет новых вариантов блюд уже из имеющегося набора.

Кормить ребенка десяти месяцев педиатры рекомендуют не реже четырех раз в день. Рацион малыша должен быть разнообразным. Детское меню, как правило, состоит из разнообразных овощных супчиков, кашек, творожков и фруктов, на которых у ребенка нет аллергии.

Суточная норма приема пищи составляет примерно одни литр, без учета грудного молока. За один раз малыш может съесть чуть больше 200 граммов смеси. И если ребенок не хочет есть больше, то не стоит его заставлять. Позвольте малышу самостоятельно развить чувство меры в своих гастрономических потребностях.

Если вы решили отлучить ребенка от груди, то десятимесячный возраст крохи идеально подходит для этих целей. В это время детки не нуждаются в сосании, становятся более независимыми во всем, менее упрямыми и довольно спокойно относятся к жизни без «маминой груди». Однако не забывайте, что это событие всегда важно и для матери, и для ребенка, не только в физическом, но и эмоциональном плане, поэтому отнеситесь к данному шагу серьезно.

Сколько раз в день должен писать ребенок в 10 месяцев?

В этом возрасте ребенок мочится в среднем 15-16 раз в сутки по 25-45 мл за один раз. Поводом для волнений должны стать существенные отклонения от принятых норм. Даже у самых маленьких могут возникать такие болезненные состояния, как олигурия (уменьшение суточного объема мочи на 20-30%), полиурия (увеличение суточного объема мочи на 50% и более), энурез (ночное недержание мочи) и прочие. Задержка мочеиспускания у детей, как правило, обусловлена большими потерями организмом жидкости, нарушениями работы почек или сердца.

Если малыш слишком часто писает , что это может указывать на переохлаждение, стресс, употребление мочегонных продуктов. Также этот симптом характерен для таких заболеваний, как глисты, диабет , нарушение работы почек. Определить точную причину расстройства способен только врач.

Еще один важный момент в этом вопросе: в десять месяцев ребенка можно начинать приучать к горшку. Лучше всего это делать, когда кроха уже достаточно уверенно сидит . Запомните время, когда малыш чаще всего писает, и высаживайте его в этот момент на горшок. Атмосфера при этом должна быть спокойной. Можно включить в кране водичку, повторять звуки «пи-пи» и т.д. Ни в коем случае не сажайте кроху на горшок насильно, когда он этого не хочет. Процесс приучения малыша к туалету довольно сложный, но рано или поздно он сможет научиться этому. Если у ребенка все получилось - обязательно похвалите его.

Игры: что должен уметь мальчик и девочка в 10 месяцев

В возрасте десяти месяцев у ребенка сформировались многие умения и навыки . Девочки и мальчики умеют сидеть без опоры, ползти за игрушкой, подниматься самостоятельно, ходить за ручки с мамой.

Ребенок знает свое имя, отзывается на него, показывает свои части тела, понимает и выполняет простые просьбы: «дай», «иди» и т.п. Повторяет слоги и сочетания звуков, использует в общении несколько слов. Напевает песенки, смеется.

В этом возрасте детки умеют пить из кружки, хорошо держат ложку в руках, пальчиками удерживают нарезанные фрукты, отправляя их в рот.

Что касается игр, то девочки и мальчики в возрасте десяти месяцев любят толкать мячик, бросать игрушки, катать машинки. Популярностью пользуются у них и музыкальные инструменты, кубики. Поэтому такие игрушки должны быть в доме ребенка. Кроме того, мальчикам и девочкам в десять месяцев можно купить наборы баночек, мисочек и коробочек с крышками, которые можно вынимать и складывать, открывать и закрывать. К слову, в роли игрушек иногда могут выступать обычные бытовые вещи, посуда, одежда: не ограничивайте ребенка, позаботьтесь только, чтобы предмет и манипуляции с ним были безопасными.

Полезными играми и занятиями с десятимесячными детками станут занятия на развитие мелкой моторики : пальчиковое рисование и кукольный театр, «Ладушки», «Сорока-ворона», строительство песочных замков.

Уход за ребенком в 10 месяцев: Комаровский

Ребенок в десять месяцев с удовольствием грызет твердые овощи и фрукты, печенье, сухари, поэтому не лишайте его этой радости. От бутылочки стоит отказаться, так как она негативно сказывается на зубках . Доктор Комаровский считает, что дети до года должны иметь в рационе смесь , если грудное вскармливание невозможно.

Кроме того, Евгений Борисович составил примерный список продуктов, которые следует включить в меню одного дня для кормления малыша в десять месяцев:

  • кефир (100 г);
  • творожок (не более 50 г);
  • печеное яблоко (50 г);
  • овощное пюре и молочную кашу (120 г);
  • сок (20-30 мл);
  • целый желток;
  • мясное пюре (40-50 г);
  • рыбное пюре (5-20 г);
  • печенье (10 г);
  • растительное масло (3 г).

Доктор Комаровский обращает внимание родителей на вопрос чистоты, особенно при приготовлении ребенку еды. Руки должны быть хорошо вымыты; овощи и посуда - идеально чистыми. Готовить все еще нужно на один прием пищи и помнить, что приготовленный продукт может стоять не более двух часов.

Подытожив наш сегодняшний разговор, хотелось бы отметить, что десять месяцев - это интересный период в развитии ребенка. Так что наслаждайтесь общением с крохой и будьте счастливы!

Специально для - Надежда Витвицкая

  1. Малыш уверенно ползает. Кто-то на небольшие расстояния, других просто невозможно догнать. Особенно возрастает скорость перемещения младенца, если он успел ухватить что-то запретное и пытается скрыться.

    Бывает, что 10-месячный ребёнок ползает очень мало, а сразу пытается ходить. Причем мальчику это будет более свойственно, чем девочке.

  2. Дети в 10 месяцев хорошо стоят. Многие пытаются ходить, держась ручками за край дивана или кровати. А некоторые малыши уже осваивают навык ходьбы без всякой поддержки.
  3. Ребёнок окончательно осваивает щипковый захват. Малышу нравится пальчиками держать мелкие предметы, если дать ему в руки карандаш или ручку, младенец будет пытаться рисовать, подражая действиям родителей.
  4. Малыш в 10 месяцев ещё более интересен в плане общения. Его легко научить махать ручкой на прощание или крутить головой в знак согласия или несогласия. Ребёнок также реагирует на простые просьбы взрослого. Малыш может что-то взять, принести, отдать или совершать определённые действия с игрушками (покатать, закрыть, открыть).
  5. Ребёнок совершенствует владение своим телом. Благодаря тому, что прибавки в массе тела уже не такие существенные, как раньше, младенцу проще контролировать свои движения. Связь между мышлением и моторикой крепнет. Манипуляции руками, движения ногами, повороты головы становятся ещё более осознанными. И чем больше малыш играет с помощью рук, пальцев, тем скорее и крепче эта связь закрепится.
  6. Развитие ребёнка в 10 месяцев уже позволяет определить ведущую руку.

    Если главной окажется левая рука, ни в коем случае нельзя младенца переучивать. В этом случае лучше выбирать игры, в которых задействованы обе руки.

  7. В обращённой речи ребёнок легко угадывает интонации. Если речь имеет одобряющий тон, малыш радуется, улыбается. Если же младенец слышит в голосе близкого человека неодобрение, он расстраивается.
  8. Малыш осознаёт слово «нельзя». Главное – не злоупотреблять им. Запрещать следует в тех ситуациях, когда действия ребёнка могут нанести вред ему или окружающим. В остальных случаях его лучше отвлекать, переводя внимание на что-то более интересное.

    Запрет следует доводить до конца. Не надо идти на поводу у младенца, который своим криком пытается добиться разрешения на что-либо ему угрожающее, на что ранее был наложен запрет. Ещё раз мягко расскажите малышу, почему нельзя, и чем это действие или предмет ему угрожает.

  9. Ребёнок на десятый месяц может сказать свои первые слова. Или часто и подолгу повторяет самые популярные слога – « ма-ма», «па-па», «ба-ба».

    Но даже если этого не происходит, не стоит переживать. Развитие ребёнка в десять месяцев ещё не подразумевает чёткое осознанное говорение слов.

  10. Чувства малыша и его эмоциональные реакции становятся более разнообразными. Так, например, у 10-месячного ребёнка может возникнуть чувство ревности. Оно проявляется, когда в центре внимания близких людей оказывается другой малыш.
  11. Крепко держит кружку двумя руками и самостоятельно пьёт.

Рост и масса тела ребёнка в 10 месяцев

По причине возрастающей двигательной активности масса тела ребёнка увеличивается уже не в таком темпе, как раньше. За десятый месяц младенец тяжелее на 400 — 450 граммов и вырастает на 1 — 1.5 сантиметра.

Малыш по-прежнему спит два раза днём и один раз ночью. Общая продолжительность сна составляет 12 — 14 часов. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает собственный режим. Одни раньше просыпаются и, соответственно, раньше ложатся. Другие очень мало спят днём, буквально 30 — 40 минут. Если малыш спит днём два раза, следите, чтобы промежуток между дневными снами был не более четырёх часов. Так вы избежите проблем с укладыванием на ночь.

Родителям следует очень внимательно наблюдать за ребёнком и сигналами, которые он подаёт. Именно таким способом можно выбрать оптимальный , наиболее подходящий малышу.

Питание

В 10 месяцев ребёнок получает практически взрослую пищу. Исключение в том, что она может быть в более измельченном (перетёртом) виде.

Естественно, нельзя давать детям жареную или жирную пищу. То же касается консервов, копчёностей, полуфабрикатов и сладостей.

Для привития малышу культуры питания полезно организовывать совместные трапезы. Так ребёнок будет осваивать навыки самостоятельного приёма пищи. К тому же совместный приём пищи в кругу семьи – прекрасный способ стать ещё ближе и роднее друг другу.

Как развивать ребёнка в 10 месяцев?

В 10 месяцев развитие крохи, как и ранее, происходит через игру. Родителям важно как выделять для этого отдельное время, так и вплетать игровые элементы в контекст повседневной жизни семьи. Просто замечательно, если с малышом будет играть и мама, и папа, ведь манера игры у них различается.

  • в развитии двигательных навыков важно помочь малышу совершенствоваться в навыке ползания и закладывать крепкий фундамент для последующего прямохождения.

Не ограничивайте малыша пределами манежа. Заранее обезопасив пространство, отпускайте его в свободное плаванье на пол.

Разложите на полу игрушки, чтобы малышу было интереснее ползать от одной забаве к другой. Чтобы укрепить мышцы рук и ног, интересно будет поиграть в догонялки. Конечно, ребёнок ещё не умеет достаточно хорошо для этого ходить, но он уже прилично ползает. Малышу будет интересно как убегать, так и догонять.

Если малыш совсем не хочет ползать, соорудите дома игровой туннель. Покажите ребёнку, как можно его преодолеть ползком. Редкий младенец устоит перед таким развлечением.

Покажите, как, оказывается, проще сделать первые шаги, если держаться за кровать или диван.

  • физические нагрузки. В первую очередь, это упражнения на фитболе и занятия в бассейне. Это укрепит мышечный каркас малыша и послужит профилактике ;
  • больше говорите с ребёнком. Рассказывайте об окружающем мире и явлениях. Сопровождайте свои действия комментариями.

Так можно освоить навык совместного приготовления пищи. Мама будет готовить на плите в настоящей посуде, а малыш, сидя на полу, будет повторять. Это ещё и положительно повлияет на моторику рук.

В этом возрасте малышу на слух проще воспринимать стихотворные формы, напевную речь. Для лучшего понимания сказок можно использовать пальчиковые игры.

Родители могут самостоятельно изготовить набор пальчиковых игрушек для нескольких сказок. Это отличный вариант семейного досуга.

  • ролевые игры. Выберите вместе с младенцем любимую игрушку и покажите малышу, как можно за ней ухаживать – кормить, укладывать спать и прочее. Кроха с удовольствием повторит эти простые действия.

Маленькие дети – великолепные имитаторы. И родители для них – лучший пример для подражания.

Наконец-то первая «круглая» дата – 10 месяцев. Малыш стал настолько шустрым, что мама иногда и не успевает за ним. Формируется характер ребенка, и серьезное, осмысленное выражение лица у малыша вызывает умиляющую улыбку у всех родных. Умеет ли малыш делать все, что положено в этом возрасте и в норме ли его развитие узнаете, прочитав эту статью.

Главное в статье

Нормы развития ребенка в 10 месяцев

Каждый малыш развивается по-своему, но существуют определенные этапы, которые, к моменту окончания первых 10 месяцев уже прошли все малыши.


Согласно усредненных норм, принятых для предостережения отставания малыша от сверстников, ребенок в 10 месяцев должен уметь:

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

  • Вес 10 месячного крохи должен быть 6,5-10 кг, за месяц нормальной прибавкой считается 400-450 г.
  • Рост должен достигать отметки для девочек в 66-72 см, а для мальчиков 69-75 см, если ваш малыш больше или меньше не расстраивайтесь, ведь это усредненные нормы.
  • Зубов обычно в таком возрасте насчитывается 6, 4 верхних и 2 нижних, но все зависит от генетической предрасположенности. У некоторых в 10 появляется лишь первый зуб.
  • Спать должен кроха 14 часов в сутки.

В 10 месячном возрасте, вы должны посетить поликлинику и показаться своему педиатру для оценки физического и психического развития.

Эмоциональное и социальное поведение ребенка в 10 месяцев

  • Проявляются первые эмоциональные реакции на разные действия.
  • Для «высказывания» своих эмоций пользуется движениями и мимикой.
  • Возбужденно реагирует на все новое.
  • Учится играть с детьми.

Речь ребенка в 10 месяцев

  • Появляются первые четкие слова «мама», «папа». Обычно ребенок радует папу, говоря первое слово «папа».
  • Пытается вести диалог с родителями, на «своем» языке.

Развитие моторики и статики ребенка в 10 месяцев

  • Хорошо и довольно быстро ползает.
  • Самостоятельно стоит при поддержке.
  • Совершает первые попытки к ходьбе, держась за руку родителей.
  • В движениях появляется смысл, делаются они целенаправленно.
  • Достает и собирает игрушки.
  • Умеет правильно сложить пирамидку.
  • Умеет брать предмет двумя пальчиками.

Сенсорные реакции малыша в 10 месяцев

  • Подражает взрослым, копирует движения, речь.
  • Знает название предметов и частей тела.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

  • Вырабатывать самостоятельность. Развитие опорно-двигательного аппарата находится на стадии завершения. Он самостоятельно долго сидит и встает на ножки, начинает учиться ходить. Самое время приучать его к самостоятельности, засыпать одному в своей кроватке, садиться на горшок.
  • Играть в развивающие игры. К таким можно отнести догонялки, когда мама со словами «догоню-догоню» ползет за ним. Всем известная игра в «ку-ку» приобретает особый смысл и вызывает у крохи бурю эмоций. Научите его делать «сороку-ворону», это поможет весело провести время.
  • Знает что такое запрет. В 10 месяцев ребенок должен четко понимать запретительные слова и проявлять реакцию, услышав их.
  • Преодолевать преграды. Теперь небольшая ступенька, огромная игрушка и другие вещи для движения крохи больше не помеха. Он умеет перелезать через них. Также следует показать ему, что слезать с кровати или дивана необходимо попой назад.

Режим дня ребенка в 10 месяцев


Биоритм каждого ребенка индивидуален, поэтому кто-то рано ложится вечером, а кто-то встает спозаранку. Некоторые едят только в отведенные часы, а другие еще и перекусывают. Но режим есть режим, и каждодневное повторение одних и тех же действий никто не отменял.

  • Сон. Ночной сон 10 месячного малыша составляет 10 -12 часов. Если в 9 месяцев вы этого не сделали, то сейчас самое время перевести дневной сон из трехразового на двухразовый по 1,5-2 часа за раз. Ночью допускается одно кормление, если малыш на грудном вскармливании.
  • Питание. В этот период заканчивается знакомство с продуктами. Вводятся кисломолочные продукты, и в рационе появляются фрукты. Питание крохи шести разовое, через каждые 4-5 часов, первое и последнее – грудное молоко либо смесь. Подробней о введении определенных продуктов, можно прочитать в статье
  • Прогулки. Очень важно гулять с малышом на свежем воздухе. В теплое время года гулять следует 2 раза по 2,5-3 часа. Такие прогулки не должны припадать на самое жаркое время, поскольку малыш может получить тепловой удар. В зимний период прогулка может длиться от 30 мин до 1,5 часа.
  • Бодрствование. Период бодрствования у ребенка приблизительно по 4 часа между сном. В это время он активно играет, кушает и ходит на прогулку. Когда настает время сна, малыш показывает маме что хочет спать, начиная тереть глазки. Очень важно уложить его в этот момент, в противном случае кроха «перегуляет» и тогда обеспечен целый день капризов.

Уход и питание ребенка в 10 месяцев


От того как мама ухаживает за своим малышом зависит его здоровье и дальнейшее развитие. Режим дня 10 месячного ребенка включает сон, кормление и активное провождение времени.

  1. Температура воздуха в помещении остается прежней 19-20°С, не отменяются ежедневное проветривание и влажная уборка.
  2. Купание можно проводить через день. Температура воды 33-34°С, воздуха 21-24°С. Дети быстро засыпают после водных процедур.
  3. С утра занимайтесь гимнастикой. Для нее подойдут круговые движения ручками и ножками, их загибание и разгибание. Закончить процедуру можно расслабляющим массажем.
  4. Проводите утреннюю гигиену: умывание, подмывание (после снятия памперса после ночи).
  5. Можно использовать ходунки, это будет стимулировать кроху к быстрейшему самостоятельному хождению.


К концу 10 месяца полностью заменяются дневные грудные кормления, на «взрослые» продукты, ребенка переводят на общий стол. Грудь и смесь даются только перед сном и ранним утром.

В этот период ребенку необходимы витамины и минералы, поэтому рацион должен быть сбалансированным. Примерное меню малыша пяти разовое и выглядит так:

  • Завтрак – грудное молоко или смесь.
  • Второй завтрак – каши, сок или чай.
  • Обед – овощной суп, мясо или рыба, компот.
  • Полдник – творог, яблоко.
  • Ужин – грудное молок или смесь.

Если у крохи в 10 месяцев уже есть зубы, то стимулируйте его к жеванию продуктов. Измельчайте пищу не блендером, а разминайте вилочкой.

  1. Разговаривайте с ребенком. Отвечайте, на его лепет, вполне нормальной речью, поддерживая с ним диалог. Делайте это медленно, что бы малыш мог разобрать и запомнить сказанные слова. При этом показывайте или указывайте на предмет, о котором говорите.
  2. Называете кроху по имени. Чтобы малыш воспринимал себя как отдельную личность и знал, что речь идет о нем, называйте его по имени. «Лиза возьми ложечку», «Теперь у Лизы есть ложечка» «Лиза пойдет на улицу».
  3. Дайте ему волю. Ребенок очень активен, предоставьте ему возможность выплеснуть энергию. Отгородите часть комнаты для малыша, убрав оттуда травмоопасные предметы. Пускай наползается вволю.
  4. Объясните ребенку что можно, а что нельзя . Поскольку ребенок вовсю изучает окружающий мир, то следует показать ему вещи, которых делать не стоит. К примеру, возьмите кружку с горячей жидкостью и дайте ребенку прикоснуться на секундочку к ней, при этом говорите, что это горячее и трогать это нельзя. После нескольких таких уроков малыш сам будет чувствовать, где горячо и демонстративно показывать или «говорить», что это трогать нельзя.
  5. Развивайте малыша. В этом возрасте можно познакомиться с карандашами и пластилином. Превратите процесс в забавную игру. Если ребенок не будет интересоваться предложенным занятием — не настаивайте, придет время, и вы его не оттяните от него.


Десять месяцев - интересный возраст в развитии ребенка. Следите за его развитием, обращайте внимание на необходимые навыки, учите самостоятельности. Время быстро пролетит и вы будете вспоминать первый шаг, первое слово, серьезную реакцию. А вот чего вам ждать в следующем месяце, можно прочитать в статье: .

В этом возрасте у ребенка резко расширяются возможности знакомиться с окружающим миром - он уже хорошо ползает и начинает ходить. Передвигаясь, он узнает о расположении предметов в пространстве, "отрабатывает маршруты".

Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым

Малыш испытывает особенное удовольствие от перемещения в пространстве - ползанья или ходьбы. Ему нравится сам процесс, хотя дело не обходится без определенных трудностей и неприятностей, ребенок может уставать, падать и ушибаться.

Поэтому малыш с особым удовольствием воспринимает такие развивающие игры, при которых ползание, или ходьба, или некоторые важные элементы этих действий воспроизводятся в облегченном и безопасном, но ускоренном или усиленном виде.

  1. Подсуньте под живот лежащего на ковре ребенка полотенце или сложенное одеяльце. Приподнимите его так, чтобы он принял позу, нужную для того, чтобы ползти, и покачайте его немного вперед и назад. Держите его так, чтобы ему было легко ползти, и время от времени поднимайте его в воздух и переносите вперед на небольшое расстояние.
  2. Главная способность, которую ребенок должен развить, учась ходить, - это способность удерживать равновесие. Вы можете ему в этом помочь. Посадите малыша себе на колени, разведите его ручки в стороны и держите их. Поочередно поднимайте то одно, то другое колено, так, чтобы ребенок наклонялся то вправо, то влево. Помогайте ребенку сохранять равновесие, держа его за руки. Поднимайте и опускайте колени в такт музыке. Можете поставить пластинку, или включить магнитофон, или пойте сами, главное, чтобы музыка была веселая.
  3. Поставьте ребенка перед собой лицом к вам и возьмите его за руки. Начинайте слегка наклонять его то вправо, то влево, перемещая его центр тяжести с одной ноги на другую. Пойте при этом песенку так, чтобы ребенок покачивался в ритме песни. Держите руки ребенка на уровне плеч или даже ниже. Постепенно уменьшайте вашу поддержку, так чтобы малыш продолжал качаться самостоятельно. Пусть он потом держится только за ваши указательные пальцы своими ручками. Сделайте так, что его ручки опустятся и будут располагаться почти вертикально по его бокам. Попробуйте и сами качаться в ритме песенки. Это будет стимулировать ребенка - он попробует подражать вам.
  4. Поставьте малыша ножками на ваши ноги спиной к вам. Держите его за плечи. Скажите: "Давай, пойдем" и пройдите короткое расстояние.

    Посмотрите, как он реагирует на эту игру. Если она ему понравится, повторяйте ее в разные дни. Пусть вместо вас это делают другие члены семьи, включая старших детей. Такая игра способствует укреплению контакта между ребенком и взрослым и полезна с этой точки зрения. Если малыш не выражает удовольствия от игры, отложите ее и через какое-то время попробуйте снова.

  5. Приучите ребенка "петь" под музыку. Включайте магнитофон, или проигрыватель, или радио. Пойте сами, используя те слоги ("мамама" или "папапа"), которые ребенок без труда произносит. Предлагайте ему присоединиться к вам. Повторяйте такую игру многократно, пока он не станет самостоятельно петь под музыку.
  6. Продолжайте играть с ребенком в "Ку-ку, где я?". Сначала сами закрывайте ручками ребенка его глаза и восклицайте: "Где же Миша, куда он ушел?". Убрав его ручки, радуйтесь: "Миша тут!" Потом приучите ребенка самого закрывать глазки руками и ждать ваших возгласов: "Куда Миша исчез?". Выражайте восторг, когда он уберет ручки от лица. Можете также научить его самого закрывать себе лицо салфеткой или пеленкой, а потом ее сдергивать. Ваша радость, когда салфетка сдергивается или ручки убираются от глаз, будет способствовать эмоциональному развитию ребенка.
  7. В этом возрасте ребенок начинает понимать, как привлечь или поддерживать внимание взрослого - и начинает повторять действия, которые вызывали смех окружающих. Вы можете поддерживать и развивать у него такое поведение, участвуя вместе с ним в самых разных играх. Например, поиграйте с ребенком в "Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает, забодает", где сначала вы изображаете эту козу, а потом - он. Испугайтесь, когда ребенок протянет руку в вашу сторону, а потом начинайте смеяться.

Как учить ребенка обращаться с игрушками

Вначале малыш одинаково обращается со всеми игрушками: он их хватает, рассматривает, трясет, ударяет ими по столу или по полу, тянет их в рот. Применяя такие стандартные исследовательские действия, ребенок самостоятельно кое-что узнает о свойствах некоторых игрушек и о том, как с ними надо обращаться.

Например, он обнаруживает: погремушка издает звук, когда он ее трясет. И соответственно с ней и обращается. Однако большей части игрушек соответствуют специфические действия, которые должен показать взрослый. Знание этих специфических действий и предметов (игрушек), с которыми они совершаются, важно для интеллектуального развития ребенка. На базе этих знаний строятся затем новые, приобретаемые в более позднем возрасте.

  1. Начинайте показывать ребенку разные действия при игре в мяч. Используйте для этого не один, а два-три мячика. Очень хорошо, если ребенок полюбит играть с мячом. Показывая ему мяч, а затем пряча его в разные места, вы сможете развивать у ребенка навыки поиска. Катая мяч в определенном направлении, вы задаете ребенку маршрут, по которому он должен научиться передвигаться.
  2. Научите ребенка звонить в колокольчик - отличную развивающую игрушку для детей 10 месяцев. Придумайте игру, при которой вы делаете что-то для него приятное, например, начинаете его щекотать, если он позвонит в колокольчик. Таким образом, вы сделаете колокольчик любимой игрушкой и сможете использовать его при обучении ребенка новым умениям.
  3. Обязательно подарите ребенку машинку и покажите, как катать ее вперед и назад. Сопровождайте катание какими-то звуками, типа "дрр" или "би-би", которые он сможет дальше употреблять для обозначения машины. Если же он не начнет сразу же подражать вашим действиям, поместите его руки на машину и покатайте ее его руками. Катайте затем машину по очереди или используйте в игре две машины, одну будете катать вы, другую - ребенок.
  4. После того, как вы научите ребенка катать машину руками, привяжите к ней веревку и покажите, как ее можно катать за веревку. После этого попробуйте предложить ему взять эту веревку - и когда он ползет, и когда стоит, и когда пытается ходить. Возможно, он воспользуется вашим предложением.
  5. Когда малыш уже научился катать свою машину (руками и за веревку), предложите ему машину другого цвета, величины и формы и посмотрите, станет ли он ее катать. Если он этого не сделает, объясните ему, что это машина (назовите ее "дрр" или "би-би") и что ее тоже катают. Но не показывайте катания руками! Проверьте, поймет ли он вас. Если не поймет, привяжите к этой новой машине веревку и дайте ему в руки. Если и это не поможет, покажите, как вы катаете новую машину. После того, как он тоже начнет ее катать, постарайтесь проверить с помощью еще нескольких игрушек, с каким набором (классом) предметов связывает ребенок действие катания и не является ли при этом определяющим факт, что у машины есть колеса. Вам будет легче находить лучшие методы развития ребенка, если вы будете не только видеть, что он делает, но и понимать, почему он это делает.
  6. Машина интересна потому, что в ней можно возить разные предметы. Покажите, как это делается. Если среди игрушек есть грузовик, дайте ребенку небольшие предметы, которые он не может проглотить, и покажите ему, как их можно складывать в машину и потом везти в какое-то место, где их можно высыпать.

Как помочь ребенку овладеть новыми действиями и программами действий

Мама обучает малыша новым действиям, используя два подхода: она показывает, что и как нужно делать, совершая эти действия сама; если же ребенку что-то не удается, она берет его ручки в свои и помогает ему совершить требуемые действия.

Обучая ребенка действиям, мать использует соответствующие этим действиям предметы домашнего обихода или игрушки. Кроме того, она сопровождает свое поведение речью, называя и действия и предметы.

В результате таких "сеансов обучения" ребенок приобретает разного рода сведения:

  • он совершенствует свою способность подражать видимому им поведению другого человека;
  • он усваивает набор действий, из которых может в дальнейшем строить более сложные действия;
  • он узнает, каким предметам соответствуют какие действия; это способствует формированию понятий;
  • он узнает названия действий и названия предметов.
  1. Дайте малышу попрактиковаться, надевая себе на шею через голову бусы из крупных легких бусин. Покажите ему, как надеть эти бусы вам и кукле. Смотрите только, чтобы он не порвал нитку и чтобы бусины не попали ему в рот.
  2. Держите вертикально вашу руку, и пусть ребенок наденет вам браслет на руку. Сделайте это игрой и по очереди надевайте браслет на руку друг другу.
  3. Купите ребенку пирамидку и покажите ему, как надевать на стержень кольца.
  4. Давайте ему такие игрушки, с которыми можно играть в разные игры. Например, используйте банки из пластмассы, в которые можно класть разные вещи, такие как кубики, пустые катушки, деревянные бусины, пластмассовые крышки от бутылок и т.д. Положив несколько таких предметов в банку, закройте ее крышкой и потрясите. Дайте ребенку послушать, потом высыпьте предметы из банки и предложите ребенку собрать их в нее. Дайте ребенку поиграть со стаканчиками из пластмассы, которые вкладывают друг в друга. Покажите, как это делается, и предложите ему так поиграть.
  5. Когда ребенок купается в ванне, дайте ему игрушки, которые плавают, например, пластмассовую чашку, и игрушки, которые тонут, например, металлическую ложку. Просите ребенка, чтобы он достал из ванны и дал вам ту и другую игрушку.
  6. Покажите ему, как ронять или бросать предмет в пустое ведро. Лучше, чтобы это было металлическое ведро. В качестве "материала для бросания" можно использовать, например, металлическую ложку, деревянный кубик или пустую катушку от ниток, пластмассовую крышечку от бутылки или банки и т.п. Обратите внимание ребенка на звук при ударе предмета о дно ведра. Помогите ребенку потрясти ведро, чтобы снова услышать звук. Эта игра особенно хороша для детей, у которых есть склонность бросать предметы на пол. Опыт показывает, что имея возможность играть в такую игру, дети избавляются от этой своей весьма неудобной для домашних склонности.
  7. Сядьте на пол рядом с ребенком и, показав ему любимую игрушку, спрячьте ее за своей ногой с другой стороны от него. Пусть он попытается перебраться через ваши ноги, чтобы достать игрушку. Поступая аналогичным образом, научите ребенка преодолевать другие препятствия, например, диванную подушку.
  8. Используя такой же подход, как в п.7, научите малыша доставать игрушку, обходя ящик с игрушками, зайдя за угол шкафа или выйдя за дверь. Показывайте ему, куда вы кладете игрушку и обращайте на нее его внимание.
  9. На глазах у приближающегося к вам ребенка спрячьте интересную игрушку, закрыв ее любым предметом, который ребенок может снять или сдвинуть (пеленкой, детским одеялом, ящиком, бумагой). Используйте привлекательную игрушку и неинтересный закрывающий предмет, чтобы ребенок не отвлекался его на его разглядывание и исследование. Например, возьмите яркую игрушку и закройте ее сначала небольшой миской. Затем закройте это сверху ящиком или коробкой от обуви. Наконец, накройте все это полотенцем. Если ребенок потеряет интерес, скажите ему "Давай искать вместе" и помогите ему снять все эти предметы. Изобразите восторг и удивление, когда вы найдете вместе игрушку.
  10. Возьмите в кулак маленькую игрушку, заведите руку за экран (миску, ящик, пеленку, бумагу) и оставьте игрушку там. Затем покажите ребенку вашу пустую ладонь и спросите: "Где же она?" Помогите ему самому достать игрушку.
  11. Играя на полу, положите на пол несколько диванных подушек, чтобы вы могли за ними спрятаться. Спрячьтесь и позовите ребенка: "Ку-ку, ищи меня". Когда он вас найдет, изобразите восторг.
  12. Ребенок учится разным способам достать нужный ему предмет. Вот простейший пример ситуации, когда ему надо совершить некоторые предварительные действия прежде чем взять в руку нужный предмет. Перед ребенком на столе находится тарелка, на которой лежит кусочек апельсина, но она отодвинута на такое расстояние, что можно дотянуться до края тарелки, а не до апельсина. Ребенку нужно передвинуть тарелку к себе. Сделает ли он это? Если нет, встаньте рядом с ним и покажите, как это делается. Потом снова отодвиньте тарелку и посмотрите, усвоил ли он ваш урок.
  13. Положите перед малышом шнурок, другой конец которого привязан к игрушке, находящейся на таком расстоянии, что ребенку ее не схватить. Потяните за конец шнурка, показывая ребенку, что игрушка при этом двигается. Предложите ему потянуть за шнурок.
  14. Привяжите веревки к разным игрушкам (машине, грузовику, тележке, паровозу и т.д.) и оставьте их на полу. Пусть ребенок таскает игрушки за собой, когда он ползает или ходит по комнате.
  15. Когда вы играете с ребенком, покажите ему, как достать интересную игрушку или, например, ваши ключи, потянув за салфетку, покрывало или пеленку, на которой лежит эта вещь.
  16. Постепенно придумывайте и ставьте перед ребенком более сложные задачи и показывайте ему, как их нужно решать. Например, положите игрушку на полотенце, накинутое на гору из подушек на кровати или на диване. Кончик полотенца, за который нужно потянуть, должен находиться вне досягаемости ребенка. Следовательно, ему надо будет сначала добраться до полотенца, а потом уже, потянув за него, достать игрушку.
  17. Начинайте учить малыша складывать игрушки в ящик. Каждый раз перед тем, как он ложится спать, скажите ему: "Помоги мне собрать игрушки". Показывайте ему пальцем на игрушку, говорите: "Возьми". Потом говорите "Отнеси в ящик" и показывайте на ящик.

Как помочь благоприятному социальному развитию ребенка

В этом возрасте ребенок приобрел уже значительную самостоятельность, он сам передвигается в пространстве, он сам действует с предметами, он начинает проявлять элементы самообслуживания - ест частично сам, участвует в процессе одевания. Развитие ребенка и обеспечение его личной безопасности требует, чтобы он усвоил определенные правила поведения - прежде всего, приучился быстро и безоговорочно подчиняться запретам, выражаемым словами "нет" и "нельзя". При этом существенно, чтобы запреты, исходящие от матери, не вызывали у ребенка отрицательных эмоций по отношению к ней, не уменьшали бы его любви к маме. Приучая ребенка подчиняться запретам, надо постараться обойтись без наказаний и угроз.

Ребенок в дальнейшем усвоит целый набор правил, касающихся социального поведения, и приобретет значительное количество сведений на эту тему. Первые приобретаемые им сведения относятся к принадлежности предметов. Он должен узнать, какие вещи (игрушки) принадлежат ему и он может сам ими распоряжаться, а какие - другим людям, и он их или вообще не должен трогать, или же должен каждый раз просить на это разрешение.

Очень важно рано приучить ребенка хорошо относиться к другим людям, уметь делиться с ними своими вещами (игрушками) и жалеть и утешать их, если они попали в беду. Доброжелательное отношение к другим людям откроет ребенку путь в компанию сверстников, к участию в коллективных играх. А именно коллективные игры определяют развитие ребенка в возрасте старше полутора-двух лет.

  1. Твердо и решительно говорите "нельзя", когда ребенок делает что-то непозволительное или когда он может оказаться в опасности. Качайте при этом головой и выражайте свое неодобрение мимикой и жестами. Если он не слушается, остановите его или вообще заберите его из опасной обстановки, но избегайте употреблять "нельзя" слишком часто. Говорите "нельзя", только когда это безусловно необходимо, по возможности избегайте опасных ситуаций, убрав бьющиеся или опасные вещи подальше от ребенка. Будьте настойчивы, если вы уже сказали "нельзя"! Если ребенок послушался или вы сами физически его остановили, переключите его внимание на какое-то другое интересное для него занятие.
  2. Используйте куклу-петрушку (надевающуюся на руку) для того, чтобы обучить ребенка прекращать действия, когда ему говорят "нельзя" или "перестань". Разыграйте сцену, когда кукла делает что-то плохое и вы говорите ей "нельзя". Пусть кукла прекратит это делать немедленно! Обратите внимание ребенка на поведение детской куклы.
  3. Если ребенок обращается с игрушкой так, что ее портит (например, бьет машинкой об пол), скажите сначала: "Не надо, перестань", а затем возьмите у него из рук игрушку и покажите, как надо с ней обращаться (например, начните катать машинку). Сделайте эту игру привлекательной и приятной для малыша!
  4. Говорите "нельзя" и в тех случаях, когда ребенок неправильно ведет себя за едой (например, бросает пищу на пол, разливает молоко, стучит посудой и т.д.).
  5. Возьмите несколько ваших вещей и вещей ребенка. Наденьте на себя шапочку ребенка, скажите: "Мама надела Мишину шапку" и начните смеяться. Рассмешите и ребенка тоже. Потом положите вашу шапку около себя, а шапку ребенка - около него. Возьмите новый предмет, например, ваши перчатки, протяните их ребенку и спросите: "Это мамины? Положи к маме". Помогите ему положить их рядом с вами. Потом проделайте аналогичную процедуру с его ботиночками и т.д. Играйте в такую игру много раз, включая в игру и других членов семьи с их характерными вещами.
  6. Путешествуя с ребенком по квартире, показывайте ему разные вещи и говорите: "Это папины туфли", "Это мамины духи", "Это папин приемник" и т.д.
  7. В этом возрасте ребенок протягивает игрушку взрослому, чтобы ее показать - но еще не намерен ее отдать. Это первый шаг к тому, чтобы делиться собственностью с другими. Моделируйте сами такое поведение, протягивая игрушку, чтобы показать ребенку. Просите его: "Покажи мне куклу", "Покажи папе книгу" и т.д. Пусть он держит игрушку в своих руках, когда вы говорите о ней, например, показываете, где у куклы носик, где глазки, где ручки; пусть он держит книжку в своих руках, когда вы показываете ему в этой книжке картинки. Таким образом он усвоит, что можно делиться предметами, не утрачивая их при этом.
  8. Поделитесь пирожком с ребенком: дайте ему откусить, потом откусите сами. После этого отдайте ему пирожок, скажите: "Дай маме откусить" и откройте рот. Если надо, подвиньте ручку ребенка своей рукой; но постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам кормил вас.
  9. Предложите каждому члену семьи избрать свою особую игру с малышом. Нужно, чтобы в ней были такие действия ребенка, которые служили бы сигналами привлечения этого члена семьи к их игре.
  10. Широко используйте одевающуюся на руку куклу-петрушку. Она не обязательно должна изображать человека: может быть и собачкой, и кошкой, и лисичкой. Хорошо, если она сможет открывать рот и менять выражение лица. Разыгрывайте сцены, когда эта кукла что-то очень хочет и ребенок может ей помочь. Пусть, например, кукла будет голодна, и вы дадите ребенку ложку, чтобы он ее покормил. После еды кукла будет радоваться, благодарить "кормильца" и может его, например, пощекотать. Комментируйте поведение куклы, говорите, что она хорошая, что вы ее жалеете, гладьте ее. Дайте ребенку возможность увидеть, как надо помогать другому существу.

Как учить ребенка говорить и понимать речь

В этом возрасте ребенок понимает уже очень много из того, что вы ему говорите. Но его понимание основывается не только на тех словах, которые вы произносите. Оно очень сильно зависит от ситуации (что он в это время видит вокруг себя, чем он в это время занят), от ваших жестов, выражения вашего лица, тона вашего голоса.

Ребенок также приобретает склонность повторять услышанные им слоги или простые слова. Правда, это касается только таких коротких слов, гласные и согласные которых ребенок уже умеет произносить.

Уча его говорить, создавайте такие игровые ситуации, когда повторение сказанного вами слова приводило бы к желанному эффекту для малыша.

  1. Когда вы вытираете его после купания, называйте при этом части тела. "Вот ножка, вытяни ножку, хорошая ножка", "Где ручка, вот ручка...", "А вот животик", "А это спинка". Поглаживайте, щекочите, целуйте... При одевании просите его вам помогать: "Вытяни ножку", "Протяни ручку", "Подними головку" и т.д.
  2. Держа ребенка на руках, спросите у него: "А где у Миши носик?". Возьмите в свою руку его пальчик, потрогайте им его нос и скажите: "Вот носик". Потом спросите: "А где у мамы носик?" и потрогайте его пальцем свой нос, говоря: "Вот мамин носик". Проделайте то же самое относительно рта, глаз, лба. Повторяйте это много раз - до тех пор, пока ребенок не начнет самостоятельно показывать пальцем свой и ваш нос, рот и т.д. Когда он уже выучит эту игру, проведите ее перед зеркалом.
  3. Играя с ребенком, просите его выполнить простые уже известные ему действия, например: возьми, положи, дай, покажи, брось, иди сюда, покатай, надень. Если он не реагирует на просьбу, сопровождайте слова поясняющим жестом. Если и это не помогает, покажите ребенку, какое действие вы хотите, чтобы он выполнял, или помогите ребенку его осуществить.
  4. Употребляйте слова "дай", "покажи", "возьми" по отношению к разным предметам домашнего обихода и игрушкам. Во время еды положите перед ребенком несколько разных кусочков пищи, например, печенье, булку, хлеб, яблоко и др. Скажите: "Возьми хлеб". Если ребенок возьмет не то, что вы попросили, поправьте его. Аналогичным образом разложите перед ним несколько игрушек и по очереди просите у него разные предметы. Чтобы ему было интересно, составьте определенный сценарий игры с использованием тех предметов, которые вы получили от ребенка. Например, сначала попросите машину, потом попросите куклу, которую вы будете катать в машине. Потом попросите мишку, чтобы он убегал от машины, которая будет пытаться на него наехать.
  5. Если малыш еще не выполняет действий типа "дай", "возьми", попробуйте другим способом выяснить, понимает ли он названия предметов и игрушек. Спрашивайте его, где данный предмет, и следите за тем, куда он направит свой взгляд. Если он посмотрит на тот предмет, который вы назвали, хвалите его.
  6. Рассматривайте с малышом книжки с изображением игрушек, кошек, собак и обычных предметов. Просите его показать пальчиком тот или иной объект. Хвалите его, если он это сделает. Сами показывайте пальцем на называемые вами предметы или существа. Указывая на собаку или кошку, изображайте, как они "говорят" ("Это киса, она говорит мяу").
  7. Если в комнате находится еще кто-то из членов семьи, попросите ребенка его показать: "Где папа? Покажи папу". Если ребенок уже ходит и находится в данный момент на полу, скажите ему: "Иди к папе (бабе, деде, тете и т.д.)". Пусть тот, к кому ребенок пошел, радостно его встретит!
  8. Научите малыша качать головой, выражая таким способом "Нет", "Не хочу", "Не надо". Попросите кого-то из членов семьи предложить ему и вам ту пищу, которую он наверняка не захочет есть. Говорите "Нет, нет, не хочу" и качайте головой.
  9. Используйте аналогичный описанному в п. 8 подход для обучения ребенка кивать головой в смысле "Да". Пусть кто-то спросит вас и ребенка: "Хотите пирожок?" (или что-то другое, что малыш любит). Кивайте головой и говорите "Да, да, конечно".
  10. Играйте с ребенком в "разговор" путем повторения друг за другом одного и того же слога или слова. Произнося слова, делайте это с вопросительной интонацией, приглашающей его "на разговор". Постарайтесь научить малыша произношению следующих слов (или слогов) с разными согласными:

    м - мама (ма)
    б - баба, бай-бай, бах
    п - папа, пай
    н - няня
    д - дай, дядя, деда
    т - тетя
    к - ки (кошка)
    г - гага
    л - ляля (кукла)

  11. Постарайтесь придумать ситуации, которые позволили бы малышу начать понимать произносимое (повторяемое) им слово, связывать его с определенным объектом или событием. Например, скажите ребенку: "Давай звать папу". Пусть отец повернется на ваш призыв, улыбнется вам и ребенку и снова отвернется. В ответ на сказанное ребенком "папа", попросите отца реагировать значительно активнее: подойти к ребенку, поговорить с ним, поласкать его. То же можно предпринять и с участием других родственников.

Для каждого возраста новорожденного характерны свои особенности развития и новые навыки и умения, причем у каждого малыша они проявляются по-своему, и незначительное отклонение от общепринятых норм считается нормальным явлением. Для 10 месяцев характерны быстрое развитие двигательного аппарата и разговорного навыка, а также яркое проявление таких черт характера, как упрямство, самостоятельность.

Физиологическое развитие ребенка в 10 месяцев

Ускорение роста и набор веса малыша к 10 месяцу несколько уменьшается, пропорции тела уже полностью сформированы, а прибавление дополнительных см и кг происходит пропорционально, так что вы особо не замечаете никаких внешних изменений.

Средний рост десятимесячного крохи составляет 70-80 см, при весе от 7 до 11 кг. Данные показатели зависят от начального роста и веса при рождении, немалое влияние оказывают также параметры родителей, т. е. если мама и папа низкие и худые, не стоит ожидать, что малыш будет великаном, и наоборот.

В 10 месяцев практически завершается формирование двигательного аппарата – кроха уверенно сидит, способен самостоятельно подниматься из лежачего положения на ножки, сам усаживается и сидит довольно продолжительное время. В этот момент важно следить за осанкой ребенка, если вы научите его держать спинку прямо уже сейчас, в будущем, скорее всего, проблема сколиоза и остеохондроза его не побеспокоит.

Для многих деток 10 месяцев – это переломный момент, в это время они могут сделать свои первые самостоятельные шаги. Уже несколько месяцев, как ребенок передвигается вдоль опоры или за руку, но мало кто раньше 10 месяцев хочет ходить без посторонней помощи. Родители могут стимулировать малыша к проявлению самостоятельности, однако слишком усердствовать не стоит, поскольку можно вообще отбить охоту ходить и процесс затянется надолго. Если же кроха уже начинает ходить, стоит обеспечить его удобной обувью, чтобы защитить маленькие ножки от холода и мелких предметов.

В 10 месяцев меняется режим сна и питания – теперь кроха будет спать днем всего один раз, поэтому готовиться к ночному отдыху следует несколько ранее обычного, просыпаться утром детки также начинают раньше. Придерживаясь такого режима с 10 месяцев, вам будет несложно приучить свое чадо к режиму детского сада.

Что касается грудных кормлений, то можно постепенно , оставив только завтрак и кормление перед сном. Это позволит перевести ребенка на взрослую еду без лишних капризов, этому будет способствовать также разнообразие детского меню, поскольку в данном возрасте ребенку уже можно предложить мясные изыски, рыбку и любые виды фруктов и овощей.


Психологические изменения, характерные для 10 месяца жизни

Ближе к году ребенок активно начинает разговаривать, некоторые уже произносят целые словосочетания, а может, и полные слова, а иные крошки лепечут по-своему, однако в любом случае малыш стремится активно общаться. Задачей взрослых в это время считается помочь ребенку разговориться, для этого старайтесь чаще вовлекать его в диалог, задавайте вопросы, много читайте и рассказывайте, посещайте людные места и обязательно способствуйте контакту малыша с другими детками.

В 10 месяцев проявляется полезный навык – умение сжимать и разжимать пальчики по собственной инициативе. Развитие мелкой моторики еще не завершено, однако теперь кроха может брать и отдавать предметы, игрушки, способен цепко хвататься за опору, что поможет удержаться в устойчивом положении. Хватательный рефлекс проявился у ребенка еще на первых месяцах жизни, однако отобрать то, что зафиксировано в маленьких пальчиках, раньше было непросто, теперь малыш сам отдаст вам все, что вы попросите. Этот факт поможет также научить кроху важным словам: «спасибо», «пожалуйста» и т.д.

Четвертый триместр первого года считается началом самостоятельной деятельности малыша, поскольку в это время кроха интересуется всеми новыми вещами и явлениями. Детки, начавшие ходить, пытаются залезать на возвышения и преодолевать преграды в виде подушек, стульев и крупных игрушек. Особо важным считается обеспечить «безопасную квартиру», т.е. оградить ребенка от возможных травм, укрепив выдвижные ящики, изолировав электрические шнуры и спрятав иные опасные предметы.


Чем заниматься с ребенком в 10 месяцев?

Для возраста 10 месяцев подходят практически все виды занятий, как активные, так и спокойные развивающие. Если вы хотите освободить некоторое время для занятий собственными делами, попробуйте увлечь ребенка одной из полезных забав:

  • рисование – подойдут пальчиковые краски; приобретите для крохи детский столик, он пригодится и для иных занятий, к примеру, создания аппликаций и пр.;
  • мультфильмы – выбирайте развивающие ролики, они помогут малышу научиться разговаривать, покажут новые места и ответят на многие детские вопросы;
  • движущиеся игрушки – машинки, которые катаются на веревочке, заводные куклы и всевозможные наборы – железная дорога, автотрек, гараж и пр. – обязательно заинтересуют и мальчиков, и девочек;
  • музыкальные предметы – подойдут детский телефон, плакаты и музыкальные инструменты, нажимая на кнопочки, малыш будет слушать песенки, учить буквы и узнавать, какие звуки издают животные;
  • яркие книжки – модели из картона вполне подходят для этого возраста, яркие картинки завлекут ребенка, а плотность бумаги не позволит разорвать их;
  • мягкие кубики и иные детали конструктора также пригодятся в 10 месяцев, ребенок сможет строить различные комбинации и научится различать формы и структуру разных предметов.

Любое из этих занятий освободит вам 15-20 минут свободного времени, а регулярное применение таких 20- минуток постепенно приучит кроху играться некоторое время самостоятельно.


Close