Правительство Российской Федерации

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Кафедра общей и экспериментальной психологии

ЭССЕ

по дисциплине «Общая психология»

Образ психолога в массовом сознании

Студентка группы № 181

Латыпова Алина Дамировна

Проверила

Кузнецова Мария Дмитриевна

Москва 2012

Введение

«Психолог, представленный на вечеринке, сразу оказывается предметом повышенного внимания и веселья, способных вызвать даже некоторую неловкость» .

На дне первокурсника в парке имени Горького ведущий на сцене перечислял факультеты НИУ ВШЭ, и студенты должны были откликаться, когда звучало название их факультетов. Когда настала очередь факультета психологии, ведущий заговорил таинственным голосом и совершил странный жест рукой, который, как мне показалось, символизировал неопределенность, непонятность.

Почему он это сделал? Кем он считает психологов

Я неоднократно становилась свидетельницей ситуаций, в которых, когда заходила речь о психологах, люди принимали совершенно комический таинственный вид, округляли глаза, переглядывались, давясь усмешками и произнося слово "псих". Что это все значит? Какими люди представляют психологов?

В фильмах, телесериалах, в популярной литературе также имеет место множество событий, в которых, с появлением психолога, люди начинают вести себя неестественно. С чем это связано?

Именно на эти вопросы я попытаюсь найти ответ, потому что в данный момент они являются в некоторой степени животрепещущими, так как мне, как первокурснице факультета психологии, чрезвычайно интересны причины подобного поведения и отношения.

Нередко я, озвучивая выбранную мной специальность, наблюдала множество различных реакций: мои собеседники удивленно округляли глаза и после вели себя сдержанно, другие же говорили: «О, скажи про меня что-нибудь, ты ж психолог!». Услышав подобное восклицание, я, обычно, растерянно молчу, потому как совершенно не знаю, что на это вообще можно ответить.

Как мне думается, сдержанность одних вызвана как раз таки мыслями о том, что психолог есть ни кто иной, как скрытый, таинственный манипулятор, который умеет дергать людей за ниточки душ, словно марионеток. Вторые же, скорее всего, убеждены в том, что психолог очень хорошо разбирается в людях и по каким-либо внешним признакам может определить личностные черты, разгадать «тайну души», понять, кем человек на самом деле является. К тому же, огромное количество фильмов и сериалов о психологах влияют на мнение масс, как-то сериал «Теория лжи», главный герой которого списан с Пола Экмана - известного тем, что занимается изучением того, как ложь отражается на поведении человека. Насколько мне известно, учение Пола Экмана не является вполне научным, и, тем более, определять лжецов по мимике на факультете психологии не учат. Впрочем, как не учат и никаким невероятным техникам манипулирования .

Я спросила своих знакомых о том, кем они считают психологов, почитала мнения людей на форумах в Интернете, на проекте Ответы (mail.ru) и определила, что мнения людей расходятся на несколько основных русел.

Психолог - это циничный манипулятор, который видит людей насквозь

образ психолог стереотип сознание

Некоторые полагают, что психологов учат «тайным знаниям», они знают механизмы всех человеческих чувств и умеют ими управлять, по невербальным признакам могут определить, что человек думает, что он из себя представляет и что испытывает. Такой психолог может незаметно заставить людей делать то, что ему нужно, он оказывает влияние, умеет «убеждать». Такие люди - хорошие бизнесмены, которые создают новые учения, религии и даже «секты». Не получившие психологического образования и не имеющие к психологии никакого отношения люди легко могут стать жертвами подобных «психологов», которые зарабатывают огромные суммы обманом.

Конечно, существуют деятели, которые, получив более или менее сносное психологическое образование, придумывают новые учения, пишут пособия о том, «как разбогатеть/поумнеть/стать успешным/исполнить все желания/научиться манипулировать за короткий срок», но, как мне кажется, все эти псевдоучения - «вода», бессмысленное и беспощадное отравление мозга читателей, и если они считают все это полезным и действенным, а авторов-психологов влиятельными и компетентными людьми, то это лишь следствие их (читателей) собственной неразумности .

Психолог - это понимающий человек, который всегда выслушает и поможет, "которому можно выплакаться". К нему можно обратиться за советом, он поможет, «направит на путь истинный». Психолог знает ответы на все вопросы, он способен разрешить любую проблему, в то время как у него самого проблем нет, иначе какой он профессионал? Он обладает чудодейственными методами разрешения сложных ситуаций и за одну консультацию может помочь вновь обрести утерянную гармонию в душе. Более того, у него нет личной жизни, он весь на службе у людей, посвящает себя им и только им.

Такая точка зрения, возможно, выраженная мною немного гротескно, но зато ярко и понятно, кажется мне наивнейшей. Психолог - это тоже человек! У него есть личная жизни . И наличие у него собственных проблем вполне нормально, это как если бы стоматолог, у которого заболел зуб, был признан некомпетентным - нелогично, абсурдно!

Психолог наклеивает «ярлыки»

Также существует мнение о том, что психологи занимаются типизацией людей, наклеиванием "ярлыков". Различные классификации, тесты на определение типа темперамента, соционика и т.д. создают впечатление, будто психологи занимаются исключительно систематикой человеческих психических свойств.

Как мне кажется, все это условно и относительно. Никакая типология не является абсолютно истинной, а каждый человек, в свою очередь, уникален.

И еще одна довольно-таки интересная точка зрения: психологи - это «в основном больные люди». Очень часто, читая форумы и обсуждения в Интернете, я сталкивалась с подобным мнением. Именно словосочетание «больные люди» то и дело мне встречалось. Также мне хотелось бы привести некоторые цитаты: «больные люди, которые из-за своей болезни не могут никак по иному зарабатывать деньги кроме как шевелить палкой в проблемах других людей», «люди с проблемами, но удачно их скрывающие..», «больные люди, немного поправившие свою психику медитативными практиками» .

Общеизвестен факт, что многие студенты идут учиться на психологов для того, чтобы разобраться в самих себе, суметь найти решение и объяснение своим проблемам. Но мне совершенно не ясна причина, по которой большое количество людей считает психологов психически нездоровыми. Более того, существуют совершенно абсурдные «сентенции», в которых психологов называют шаманами, волшебниками и экстрасенсами ! У меня не выходит из головы фотография таблички у церкви, где написано: «Церковные свечи запрещается продавать лицам, обращающимся к служителям темных сил, т.е. колдунам, магам, экстрасенсам, чародеям и психотерапевтам». Осмысленное объяснение данному феномену я дать не могу.

Фрейд

У многих образ психолога ассоциируется с известным основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. Знания трудов З. Фрейда у большинства людей поверхностны, неглубоки, они впитывают информацию, которая «витает в воздухе», из анекдотов, разнообразных историй; более того, многие знают о нем только два слова: «теория» и «сексуальность». Все это перемешивается, сливается с образом психолога и создает невообразимо искаженное мнение о психологах, которое проявляется в неприличных шуточках, смешках или же наоборот - яростное возмущение. Видимо, им кажется, что психологи какие-то извращенцы, которые ставят людей на одну ступень с животными.

К счастью, мне случалось встречать адекватные, соответствующие действительности предположения о том, кем являются психологи. Но, все же, большое число людей не видят разницы между психологом и психотерапевтом, полагая, что психолог тот же врач. Бытует мнение о том, что психологи лечат, имеют право выписывать лекарства, определяют диагнозы.

Отсюда вытекает еще один миф, который можно выразить вот в таком вопросе: «Что я больной что ли, чтобы к психологам ходить?» . Во многом из-за этого стереотипа о том, что к психологам ходят исключительно психически нездоровые, люди прибегают к, например, алкоголю или обращаются к друзьям, которые вполне могут оказаться несведущими в той или иной ситуации; хотя разумнее было бы проконсультироваться у психолога.

Также, очень хотелось бы привести пример из моего личного опыта (и, как мне кажется, опыта каждого студента факультета психологии): некоторые знакомые (относящиеся к неосведомленным) порой произносят поразительное: «Скажи обо мне что-нибудь, ты ж психолог!». Очень наивно и опрометчиво говорить это студентам, которые еще не получили полного высшего образования и опыта; то бишь, если такому студенту хватит неразумности сказать что-нибудь необоснованное или резкое, то велика вероятность того, что это не будет соответствовать правде или даже ранит спрашивающего человека, отпечатается в его душе и очень долго будет расстраивать его, может быть даже натолкнет на какие-то необдуманные поступки, изменения, многих довольно легко ранить или «задеть» словом .

«Так кто же такой психолог? Это специалист. Это человек, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет» .

Мне очень нравится это определение, во многом из-за слова «помочь», так как психолог не ищет сам решения, не предлагает готовое, а лишь помогает найти его.

Заключение

На самом деле, исследуя мнения о том, кем являются психологи, сталкиваясь с несоответствием реального образа психолога с представлениями о нем, я от души посмеялась. Невозможно без смеха читать про «шаманов» и «служителей темных сил», но, с другой стороны, чрезвычайно печальна такая некомпетентность.

Люди не знают, кто такие психологи, строят нелепые предположения, основанные на невнятных слухах, вместо того, чтобы просто взять и хотя бы почитать Википедию.

Искаженные образ психолога в массовом сознании часто отталкивает людей от психологов, то есть при возникновении проблемы, с которой стоит обратиться к психологу, люди этого не делают ввиду каких-то стереотипов.

Мне остается только посочувствовать незнающим и пожелать быть более любознательными и менее подверженными влиянию мнения обывателей.

Список используемой литературы

Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива/ Пер. с англ. О.А. Оберемко под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Василькина Ю., Кто такой психолог? - 2011. [Электронный ресурс]. URL: <#"justify">Шадриков В.Д., Мир внутренней жизни человека. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 392 с.: ил.

Шанс А., Мифы о психологах, или кто такой психолог? - 2012. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.11.2012)

Поговорка наших предков: «Встречают по одежке, провожают по уму» – не потеряла своей актуальности и по сей день. Биллу Гейтсу с его миллионами, может, и не нужно очаровывать окружающих, но вот тому, кто делает первые шаги по карьерной лестнице, знания о том, как произвести благоприятное первое впечатление, просто необходимы.

Отправляясь на собеседование, деловые переговоры или свидание, мы заботимся прежде всего об одежде, прическе, прочих мелочах, не задумываясь о формировании цельного, гармоничного образа, не противоречащего нашему внутреннему миру. Помимо внешнего существуют другие виды имиджа, умелое использование которых может значительно облегчить нам жизнь.

Что означает этот термин

Давайте разберемся, каково же понятие и сущность имиджа, для чего нужно его создавать, как им управлять. Значение слова «имидж» в переводе с английского – «образ, воображение, представление».

Впервые этот термин стал применяться в маркетинге для обозначения одного из инструментов повышения привлекательности товара или услуги в глазах потребителя. Эволюционировав, он стал основным оружием крупных корпораций в борьбе за лояльность клиентов, а в конце концов переродился в имидж личности.

С точки зрения общей психологии, понятие имиджа включает в себя процессы психического представления об объективном явлении и преобразования исходной информации под влиянием фильтров восприятия. Часто итогом такой трансформации является то, что воспринятые человеческим мозгом данные разительно отличаются от действительности.

Именно этим феноменом объясняется эффективность первого впечатления, заставляющего окружающих принимать решение в пользу приятного для них человека. Помимо внешнего выделяют следующие типы имиджа:

  • Мимический имидж – подразумевает искусное владение выражениями лица, так называемыми «масками». Этот навык особенно важен для политиков, разного рода общественных деятелей, которые вынуждены держать эмоции под контролем.
  • Кинетический имидж — предполагает умение владеть телом, грациозно, плавно двигаться, правильно жестикулировать. Наше тело может выдать то, о чем молчит язык, поэтому не стоит об этом забывать.
  • Вербальный имидж – это то, что и как вы говорите. Сила слова велика – можно обрести как поклонников, так и ярых противников.
  • Ментальный имидж – это ваш настрой, мысли, чувства, убеждения, установки, верования, которые влияют на все, что вы делаете. Не зря мудрец сказал: «Одна и та же мысль может созидать, а может разрушать. Все зависит от головы, в которой она поселилась».
  • Фоновый имидж – слухи, сплетни, сопровождающие любого человека; они могут погубить репутацию или поднять до небывалых высот.
  • Статусный имидж – атрибуты богатой жизни, подтверждающие благополучие, достаток человека: дорогие автомобили, одежда, недвижимость.

Структура имиджа может быть разной, в основном она зависит от рода деятельности индивида. Например, типология имиджа политиков такова: это уверенный в себе человек, способный противостоять любым трудностям, целеустремленный, непоколебимый, честный, обладающий несомненной .

Поэтому при формировании такого образа специалисты делают упор на вербальную, кинетическую, мимическую составляющую в сочетании с внешним антуражем. Для актеров, певцов важны фоновая, ментальная компоненты, а для руководителей крупных корпораций — вербальная и статусная.

Как и для чего нужно создавать образ

В природе все нейтрально, но человеческому мозгу свойственно оценивать окружающую действительность, присваивать категории «плохо» или «хорошо». Человек с неэмоциональным имиджем скорее рискует попасть в «плохие», чем в «хорошие» из-за стереотипности мышления.

Правильно сформулированный информационный посыл будет воспринят окружающими положительно, что во многом облегчит дальнейшие коммуникации и выстраивание отношений с ними. Психологи отмечают два важнейших свойства имиджа:

  • Наделение объекта качествами, на самом деле ему не присущими.
  • Возможность манипулировать мнением людей за счет искусно созданного образа.

Психология выделяет следующие функции имиджа: идентификацию, идеализацию, противопоставление. Смысл идентификации состоит в облегчении признания объекта как неопасного, достойного доверия. Вторая функция помогает «улучшить» объект в сознании индивида, снизить порог критичности оценок. Последняя выстраивается путем сопоставления имеющихся имиджей, т.е. добрый лучше виден рядом со злодеями.

Так что такое формирование имиджа? С точки зрения психологии, можно выделить следующие этапы формирования имиджа: сбор и анализ информации о человеке, создание образа, получения ответной реакции и внесение изменений. Дополнительно на первом этапе обозначаются цели, которых планируется достигнуть за счет нового образа, и задачи, которые нужно решить для достижения нужного эффекта. Последние два этапа могут повторяться многократно, пока не будет получена нужная реакция целевой аудитории.

В США, по статистике, услугами профессиональных имиджмейкеров и коучеров, создающих персональный имидж, пользуются примерно 20% работающих женщин и 25% мужчин, в Европе – около 15% работающих обоих полов. В основном это топ-менеджеры крупных корпораций, руководители средних фирм, которые понимают, что неправильный имидж может разрушить карьеру. В России эта цифра значительно ниже: согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в Москве в 2015 году, она составляет не более 3% от общего числа участников исследования.

Как создать свой имидж, который будет выделять вас из толпы? Коучеры утверждают, что имидж человека должен соответствовать его профессии. Креативность уместна только для людей творческих, в обычном офисе излишне модные или вызывающие образы оттолкнут окружающих. Важно учитывать, что имидж и репутация взаимосвязаны, поэтому неподходящий образ может отрицательно повлиять на характеристику, которую дадут вам коллеги по работе.

Как создать нужный образ

Имидж в психологии – одна из самых интересных тем, ей посвящены самые объемные труды и множество проведенных практических исследований. Создание имиджа должно проходить несколько стадий и учитывать особенности законов восприятия. Первый закон рекомендует определить ту аудиторию, на которую нужно произвести впечатление. Например, в образ поп-звезд закладывается посыл сексуальности, раскованности, исключительности.

Второй закон связан с ассоциативностью, т.е. имидж должен вызывать положительный отклик у окружающих. Отрицательные ассоциации могут свести на нет все хорошие отзывы о вас как о личности и специалисте. Часто негатив очень быстро срастается с имиджем, и сменить его на новый становится гораздо сложнее.

Последний закон касается адекватности создаваемого имиджа истинному и умеренной оригинальности. Речь идет о физических параметрах, особенностях мышления и представления индивидом себя. Если у девушки круглое лицо, не стоит делать стрижку каре, которая еще больше подчеркнет эту особенность. Полным мужчинам не рекомендуется носить зауженные брюки и пиджаки, также стоит избегать светлых тонов в одежде.

Часто люди задаются вопросом, как поменять имидж, если в вашей жизни произошли существенные изменения? Во-первых, вам придется найти для себя новый стиль и полностью сменить гардероб, оставив только самые универсальные вещи. Во-вторых, нужно позаботиться о новой прическе и макияже, которые изменят ваш образ до неузнаваемости. Последний пункт самый важный, он позволит вам добавить изюминку новому образу за счет изменений в манере речи и языке тела.

Леди и бизнес

Добиться успеха в мире крупного бизнеса и политики очень сложно, особенно для представительниц слабого пола, поэтому привлекательный внешний облик становится дополнительным преимуществом. Так что такое имидж деловой женщины и из чего он складывается?

Самый популярный и успешный образ был разработан американскими имиджмейкерами еще в 50-х годах: сначала этот стиль демонстрировали первые леди государств, затем мода на него охватила все слои работающих женщин. Маргарет Тэтчер, Нэнси Рейган, Хилари Клинтон, Эльвира Набиуллина – яркие примеры того, каким должен быть правильный имидж деловой женщины.

Создавать образ следует комплексно, избегая излишней мягкости или жесткости, находя баланс между внешним обликом и внутренним миром женщины. Имидж и стиль одежды должны быть продуманы до мелочей и гармонично дополнять друг друга: например, строгий деловой костюм можно украсить милыми, но стильными аксессуарами. Тяжеловесные и дорогие украшения, излишне яркий макияж, короткие юбки, глубокие декольте – табу, так как вызывают неоднозначную реакцию людей.

Деловой имидж предполагает не только костюм, хорошую обувь, правильный макияж, но и наличие манер, знание делового этикета. Главное правило – быть естественной, любая фальшь будет восприниматься как попытка обмана и вызовет недоверие к вам как к специалисту. Не старайтесь играть роль успешного человека – просто будьте им.

Поведенческий имидж означает полное владение своим телом, от походки до малейшего движения бровей. Не стоит во время разговора закидывать ногу на ногу или ерзать – это будет воспринято как желание завершить общение. Скрещенные на груди руки собеседник инстинктивно сочтет недоверием к нему или излишней замкнутостью. Не стоит смеяться без причины или использовать двусмысленные намеки – это может нанести серьезный урон вашей репутации.

Психология имиджа предполагает, что, создав себе определенный образ, мы постепенно перенимаем его качества и трансформируем в свои собственные. Важно подготовить сознание к восприятию нового, улучшенного «Я», чтобы не вызвать противоречий или сопротивления своего внутреннего цензора. Психологи советуют пройти обучающие тренинги, которые помогут адаптироваться к новым установкам и снизят уровень стресса. Автор: Наталья Иванова

Ирина Ивановская
Эссе «Образ психолога в современном обществе»

Еще в школе я писала сочинение «Кем я хочу стать» и мечтала быть психологом . Прошло немало лет, и я имею уже достаточно практического опыта. С годами я понимаю, что в современном обществе запрос на таких специалистов, как психолог , резко возрос. Возросли и требования к профессионализму психологов . Несомненно, специалисты, сопровождающие душевно-духовную жизнь человека, должны иметь высокую квалификацию, что способствует и повышению престижа профессии, и обеспечивает эффективную психологическую помощь . В то же время, исходя из собственных наблюдений, я вижу проблемы, касающиеся доверия к психологу , и даже в некоторых случаях отторжение психологической помощи в целом . Люди нередко боятся доверять психологу свои личные проблемы, боятся показаться слабыми, открыть собственную душу. «Не выносить сор из избы» - вот аргумент. Особенно это относится к людям старшего поколения. А если обратить внимание на то , каким представлен психолог в некоторых старых фильмах, то мы увидим смешного человечка, наивного, что-то говорящего «себе под нос» , которого никто и не слушает и воспринимает с иронией. Но я с удовлетворением отмечаю, что в современном обществе возрастает роль психолога . Все больше людей, особенно среди молодежи, правильно понимают и принимают психологическую помощь .

И, как психолог , я понимаю, что только мы можем изменить представление о психологе в сознании людей . Как? Изменить профессиональный имидж - установить связь образа психолога с качествами его личности и характеристиками профессиональной деятельности. Общество ждет психолога , готового работать во многих направлениях и накладывает на него различные функции : координатора, проектировщика, педагога и т. д.

Каким же я вижу современного психолога ? Психолог в современном обществе это человек , который обладает духовно-нравственными качествами, специалист высокого уровня, уверенного в своем призвании, таланте и способностях, человек, вызывающий, прежде всего, доверие. Вы можете возразить, что подобные критерии относятся к любой профессии. Не соглашусь, потому что психолог , прежде всего, это человек, понимающий другого, чувствующий и врачующий душу человека, способный протянуть руку помощи, способный питать душу.

И если психолог в основу своего имиджа возьмет именно эти качества и умения, то его образ , как образ психолога , он будет принят, понят, и будет востребован обществом , как специалист.

Как отмечалось во второй главе, психологическое консультирование - один из основных видов практической психологии, который широко применяется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в образовании, в решении проблем здоровья и личной жизни, промышленном производстве, бизнесе и т.д. Цель психологического консультирования - помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения.

Работа консультирующего психолога предполагает постоянное общение с самыми разными людьми, группами людей, у которых складывается определенное отношение либо к конкретному психологу, либо к психологам вообще как представителям данной профессиональной деятельности.

Анализ литературы показывает, что в современном российском обществе пока еще не сложилось адекватное представление о профессии психолога, о целях, задачах и средствах его работы. В тоже время, люди, нуждавшиеся в психологической помощи и побывавшие на консультации у психолога, а также те, кого можно рассматривать как потенциальных клиентов психолога, считают, что им небезразлично, к кому обращаться за консультацией.

Проведенное нами совместно с С.Ю. Рыжковой исследование показало, что для людей имеет значение и опыт психолога, уровень его профессионализма, и его внешность, и умение грамотно говорить, вести диалог. Для них важен и возраст психолога, и его пол, стиль одежды и другие характеристики, которые относятся к имиджформирующим.

Мы не встретили в литературе каких-либо основательных попыток рассмотреть вопрос о слагаемых имиджа психолога-консультанта. Однако у нас не вызывает сомнения, что данная проблема в последнее время приобретает все большую практическую и теоретическую значимость в связи с тем, что деятельность психолога-консультанта становится все более распространенной и востребованной и к ней предъявляются особые требования. Кроме того, как мы уже отмечали, в нашем обществе не сложилось достаточно четкого представления о профессии психолога. Одна из причин - неверное, зачастую искаженное мнение о его профессиональной деятельности, что отрицательно влияет на имидж психолога-консультанта.

Мы исходили из того, что реципиентом имиджа психолога-консультанта, его аудиторией, выступают его клиенты, как реальные, так и потенциальные. Следовательно, для выявления слагаемых имиджа психолога-консультанта, с одной стороны требуется учесть желания и представления об имидже психолога его аудитории, с другой - требования, предъявляемые профессией к психологу-консультанту.

Анализ научной литературы и практики психологического консультирования позволил нам выявить проблему, обусловленную противоречием между необходимостью формирования имиджа психолога-консультанта с одной стороны, и отсутствием представлений о слагаемых этого имиджа, с другой.

Цель предпринятого нами исследования состояла в выявлении слагаемых имиджа психолога-консультанта. В качестве объекта исследования выступил образ психолога-консультанта как основа его имиджа. Предмет исследования: слагаемые имиджа психолога-консультанта.

Мы предположили, что важнейшими слагаемыми имиджа психолога-консультанта в представлениях психологов и их клиентов выступают профессионально-значимые качества личности консультирующего психолога и его внешнеповеденческие характеристики.

Методологическую основу исследования составили личностно-деятельностный и профессионально-деятельностный подходы.

Для достижения поставленной цели нами было проведено исследование, в котором приняли участие 210 человек. Среди них - сотрудники Челябинского областного центра психологической защиты «Семья», Муниципального учреждения «Психологический центр города Копейска» Челябинской области, ОАО «Челябинвестбанк», ООО «Факториал-интернет», преподаватели Института психологии и педагогики Челябинского государственного университета и кафедры психологии Челябинского государственного педагогического университета, студенты пятого курса, обучающиеся по специальности «Психология» в Челябинском государственном университете. Среди участников исследования - 135 женщин и 75 мужчин в возрасте от 20 до 55 лет, большинство из которых имеют высшее профессиональное образование.

Всех испытуемых мы разбили на две категории. Преподавателей психологических дисциплин и психологов, работающих в названных выше организациях, то есть специалистов, имеющих высшее психологическое образование, а также студентов-психологов выпускного курса мы отнесли к категории «психологи». Всех остальных испытуемых мы отнесли к категории, условно названной нами «не психологи».

Следует отметить, что при подготовке и организации исследования мы столкнулись, во-первых, с проблемой отсутствия адекватных методов в психологии, которые позволили бы выявить искомые нами слагаемые имиджа психолога-консультанта.

Во-вторых, исследование проводилось на стыке психологии и имиджелогии, а поскольку речь идет о выявлении слагаемых имиджа того или иного субъекта, то целесообразным явилось бы применение методов, имеющихся на «вооружении» у имиджелогии. Однако, как было показано выше, имиджеология, как наука пока не сформировалась, в силу отсутствия собственной методологии.

В эмпирическом исследовании мы использовали методы беседы, наблюдения, анкетирования, статистической обработки количественных и интерпретации качественных результатов исследования.

С целью выявления слагаемых имиджа психолога-консультанта нами была разработана специальная анкета в двух вариантах - для психологов и для «не психологов».

Как отмечалось ранее, в структуру имиджа психолога-консультанта мы включили индивидуальные характеристики, профессионально-значимые качества личности, коммуникативные особенности, деятельностные и внешнеповеденческие характеристики. Мы также отмечали, что дифференциация этих характеристик условна, поскольку они взаимодополняют, взаимообусловливают и даже взаимозаменяют друг друга. Поэтому, формулируя вопрос о решающей роли этих слагаемых для имиджа психолога-консультанта, мы ограничились лишь его профессиональными качествами и внешнеповеденческими характеристиками. Одновременно мы предположили, что среди наших респондентов, могут оказаться люди с разным уровнем образования, которым трудно будет определить свои позиции по другим характеристикам имиджа. Анализ проведенного нами исследования подтвердил наши предположения, что позволяет говорить о правомерности избранного нами подхода.

Как уже отмечалось ранее, в нашем исследовании приняли участие 210 респондентов. Из них - 50 психологов и 160 человек, не имеющих отношения к профессиональной психологической деятельности, но которых мы рассматривали и как возможных клиентов психолога-консультанта. При этом мы, конечно, не исключали и того, что и психолог вполне может выступать в роли клиента, нуждающегося в психологической помощи.

Как видно из таблицы 3, среди испытуемых мужчины составили 36 процентов и женщины - 64 процента. По возрасту: 30 процентов - в возрасте от 20 до 30 лет; 39 процентов - от 31 года до 40 лет; 31 процент - в возрасте старше 40 лет.

Как уже отмечалось, к психологам мы отнесли специалистов, имеющих высшее психологическое образование, а также студентов выпускного курса университета, обучающихся по специальности «Психология». Поэтому среди них оказались испытуемые с высшим и незаконченным высшим психологическим образованием. Среди испытуемых «не психологов» 66 процентов - с высшим и незаконченным высшим образованием, 26 процентов - со средним профессиональным образованием и 8 процентов со средним общим полным и неполным образованием (см. таблицу 3).

Большинство опрошенных психологов (64 процента) имеют опыт психологического консультирования и немногим более одной трети - такого опыта не имеют. Данные, приведенные на рисунке 2, показывают, что около половины респондентов (48 процентов) обладают опытом психологического консультирования от одного года до пяти лет, причем 16 процентов данной категории опрошенных имеют более чем пятилетний опыт практической работы в сфере психологического консультирования. Для нас это важно, поскольку позволяет утверждать, что полученные нами данные отражают мнение компетентных специалистов.

Таблица 3

Данные об испытуемых (в процентах)

Образование

Старше 40 лет

Высшее психологическое

Высшее и незаконченное высшее (непсихологическое)

Среднее профессиональное

Среднее общее и неполное среднее

Психологи

Не психологи

Рис. 2. Опыт психологического консультирования у испытуемых (в процентах)

Особенно важным нам представлялось выяснить, сколько из опрошенных нами лиц обращались за консультацией к психологу (см. рис. 3). Таких оказалось примерно половина. Выяснилось, что такие были и среди самих психологов. Причем каждый третий из них обращался за консультацией более одного раза и почти половина - один раз. Обращает на себя внимание, что за консультацией обращалось психологов вдвое больше, чем не психологов (соответственно 82 процента и 39 процентов).

Мы не ставили своей целью выяснение причин такой значительной разницы, для нас важно было обнаружить опыт общения с психологом-консультантом как основание для выявления слагаемых его имиджа.

Этот вывод подтверждается реакцией опрошенных на вопрос о важности таких характеристик внешнего вида психолога как одежда, обувь, прическа, макияж, украшения и т.п. Ровно половина респондентов заявили, что для них этот момент важен при обращении к психологу. Лишь для 27 процентов это обстоятельство не имеет значения, а 21 процент опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Причем характерно то, что не смогли ответить на этот вопрос, прежде всего те, кто рассматривался нами как потенциальный клиент консультанта. Для самих психологов это положение оказалось более значимым (18 процентов против 4).

.

Рис. 3. Опыт обращения к психологу за консультацией (в процентах)

.

Рис. 4. Возможное поведение при встрече с психологом, внешность которого клиенту не понравилась

Данные, приведенные на рисунке 4, показывают, что более 40 процентов опрошенных в качестве клиента отказались бы от общения с консультантом, если бы им не понравилась его внешность. Одна треть опрошенных остались бы на консультацию и 26 процентов не смогли ответить на этот вопрос.

По данным, приведенным на рисунке 5 можно судить о факторе выбора клиентом психолога-консультанта в зависимости от его внешне привлекательных характеристик или уровня профессионализма и опыта консультативной работы. При этом мы исходили из понимания квалифицированности, уровня профессионализма психолога с точки зрения обладания им профессионально-значимыми личностными качествами. С этой целью испытуемым был задан вопрос, кому они отдадут предпочтение, если им порекомендуют высококвалифицированного специалиста с большим опытом работы, но не отличающегося располагающими к себе личностными качествами, или привлекательному, располагающему к себе человеку, но с относительно небольшим опытом профессиональной консультативной деятельности. Оказалось, что из всех опрошенных респондентов (как возможных клиентов психолога) 52 процента отдали бы предпочтение высококвалифицированному специалисту. В то же время 43 процента опрошенных выбрали бы в качестве своего психолога-консультанта человека, прежде всего привлекательного, располагающего к себе, хотя и с небольшим опытом работы. И только каждый десятый заявил, что этот вопрос для него не имеет принципиального значения.

.

Рис. 5. Предпочтения клиентов при выборе психолога-консультанта

В то же время обращает на себя внимание, что мнения психологов (как возможных клиентов) и не психологов по этому вопросу существенно разделились. Как показано на рисунке 5, для 60 процентов психологов (как возможных клиентов) большее значение имеет привлекательность консультанта, как располагающего к себе человека по его личностным характеристикам. И ни кого из этой категории опрошенных этот вопрос не оставил равнодушным - никто не ответил, что ему все равно. Что же касается не психологов, то здесь картина иная. Для 55 процентов важнее всего профессионализм и опыт психолога-консультанта, 39 процентов обратились бы, прежде всего к человеку внешне привлекательному и только 6 процентов заявили, что для них это не имеет значения.

Важно отметить, что, несмотря на разницу во взглядах наших испытуемых, их объединяет общее мнение о значимости таких важнейших составляющих имиджа психолога-консультанта как его внешнеповеденческие, личностно привлекательные характеристики и уровень профессионализма, опыт работы психолога-консультанта. Из числа всех 210 опрошенных респондентов только 5 процентов указали на то, что для них не принципиальна ни та, ни другая характеристика консультанта.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, мы предложили испытуемым высказать свое мнение по вопросу о том, что имеет наибольшее значение для имиджа психолога-консультанта. Обе категории опрошенных нами респондентов показали, что, по их мнению, главная роль принадлежит профессиональным качествам (65 процентов) и внешнеповеденческим характеристикам (35 процентов).

Одновременно мы попросили испытуемых проранжировать профессионально-значимые качества личности психолога-консультанта и его внешнеповеденческие характеристики как объекта восприятия клиентом - как прообраза имиджа. Полученные данные приведены в таблицах 4 и 5.

Приведенные в таблице 4 данные, показывают, что в числе первых профессионально-значимых качеств респонденты назвали те, которые проявляются главным образом в направленности вовне - непосредственно на клиента - доброжелательность, профессиональные компетенции, наблюдательность, аттракция, эмпатийность. В числе последних оказались качества внешне менее заметные для клиента - трудолюбие, деловитость, креативность. В этом смысле мы обращаем внимание на важность для наших испытуемых тех характеристик, которые в основном и составляют имидж воспринимаемого клиентом образа психолога-консультанта.

Таблица 4

Значение профессионально-значимых качеств личности психолога-консультанта как объекта восприятия клиентом

Профессионально-значимые качества

Доброжелательность

Профессиональные компетенции

Наблюдательность

Ответственность

Аттракция

Эмпатийность

Добросовестность

Тактичность

Решительность

Деликатность

Гибкость мышления

Коммуникабельность

Терпеливость

Самонаблюдение

Эрудиция

Стрессоустойчивость

Трудолюбие

Деловитость

Креативность

Данные, приведенные в таблице 5, показывают, что к числу важнейших внешнеповеденческих характеристик психолога испытуемые отнесли речевую культуру, чувствительность к индивидуальным особенностям клиента и паралигвистические характеристики (мимику, жесты, телодвижения), то есть те качества, которые существенно влияют на имидж психолога-консультанта.

Таблица 5

Значение внешнеповеденческих характеристик психолога-консультанта как объекта восприятия клиентом

Внешнеповеденческие характеристики

Речевая культура

Чувствительность к индивидуальным особенностям клиента

Паралингвистические характеристики

Настроение

Социальное оформление внешности

Экстралингвистические особенности

Функциональные особенности

Проксемические особенности

Из приведенного явствует, что и профессионально-значимые качества, и внешнеповеденческие характеристики составляют важнейшие слагаемые имиджа психолога-консультанта.

В ходе нашего исследования мы попытались выяснить мнение респондентов относительно того, какой вид коммуникативных особенностей является наиболее важным в процессе психологического консультирования. Оказалось:

57 процентов испытуемых отметили важность речевых особенностей (грамотной, правильной речи, без дефектов);

32 процента зафиксировали значение паралингвистических характеристик (мимики, жестов, телодвижений);

11 процентов - не смоги отдать предпочтение тому или другому качеству, указав на их равное значение для коммуникативных особенностей психолога-консультанта.

Поскольку к важнейшей внешнеповеденческой составляющей имиджа мы отнесли одежду, испытуемым было предложено отметить, какой стиль одежды целесообразно выбирать для работы психологу-консультанту.

Большая часть респондентов (40 процентов) предпочитают видеть психолога-консультанта, одевающегося в классическом стиле. Почти 25 процентов опрошенных видят психолога в свободном стиле (casual), около 5 процентов респондентов не против экстравагантного стиля одежды для психолога консультанта, 15 процентов респондентов выразили желание видеть психолога-консультанта, одетого модно. Для такого же количества респондентов стиль одежды специалиста не имеет значения.

Однако следует отметить, что мнения психологов и «не психологов» относительно стиля одежды разделились. Как видно на рисунке 10, среди психологов 62 процента склонны придерживаться классического стиля, в то время как среди «не психологов» таких оказалась одна треть. Мы связываем это с тем, что психологи, зная специфику своей профессиональной деятельности и особенности психологии делового и консультативного общения, а также придерживаясь этики профессионального общения, соответственно этому и выбирают стиль одежды для своей работы. Несмотря на то, что большая часть опрошенных нами психологов в возрасте от 31 года до 40 лет, тем не менее, как отмечено выше, более 60 процентов данной категории предпочитают стиль не модный или свободный, а классический. Что же касается «не психологов», большая часть которых ни разу не обращалась к психологу, и возраст которых в большинстве своем также составляет от 31 года до 40 лет, то и здесь большая часть (33 процента) отдали предпочтение классическому стилю (см. рис. 6).

Полученные нами данные могут свидетельствовать о том, что предпочтение и видение стилей очень индивидуально. Однако профессии, где предполагается деловое общение, как правило, требуют определенного дресс-кода, который чаще всего реализуется классическим стилем одежды. К тому же классический стиль в отличие от свободного, экстравагантного, модного не отвлекает внимания от личности психолога и от содержания разговора в ходе консультации.

.

Рис. 6. Мнение испытуемых о целесообразном стиле одежды для работы психолога-консультанта

Приведенные выше данные показывают, что все испытуемые отмечают важность внешнего облика для имиджа психолога-консультанта. В связи с этим обратимся к мнению респондентов о том, какие элементы внешнего облика являются неотъемлемыми составляющими имиджа психолога. Практически равное число опрошенных нами респондентов к важнейшим составляющим внешнего облика отнесли, прежде всего, прическу и макияж (соответственно 35 и 34 процента). 22 процента отвели главную роль аксессуарам. Однако на этот счет среди психологов и не психологов мнения несколько различны (см. рис. 7).

Например, важность макияжа отметили почти половина психологов и одна треть «не психологов». Значимость прически отметили каждый четвертый психолог и почти 40 процентов «не психологов». Не будем забывать, что среди респондентов - 64 процента женщин, в частности среди психологов - 76 процентов и среди не психологов - 61 процент. Кроме того, в свободных ответах были отмечены и такие важные на их взгляд детали внешнего облика как ухоженные руки, ухоженное лицо, общая опрятность, аккуратность, приятный запах, естественность.

В ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство респондентов (почти 70 процентов) считают, что работать над созданием (или преобразованием) своего имиджа психологу-консультанту крайне необходимо. Лишь одна треть опрошенных считает, что настоящему профессионалу нет необходимости задумываться о своем имидже (см. таблицу 6, где данные представлены в процентах от числа ответивших при N=210).

.

Рис. 7. Мнение испытуемых об элементах внешнего облика, являющихся неотъемлемыми составляющими имиджа психолога-консультанта

Таблица 6

Мнение респондентов о необходимости создавать свой имидж

Необходимо ли работать над созданием (или преобразованием) своего имиджа

% всех опрошенных

Такой показатель характерен как для одной, так и другой категории испытуемых. В то же время, меньшая часть опрошенных психологов (44 процента) озабочена тем, как они выглядят в глазах клиента, тем, что клиент подумает об их внешности. Только каждый третий психолог считает необходимым работать над имиджем, предназначенным для клиентов. Остальные указывают на необходимость имиджа для коллег, представителей своего профессионального сообщества (28 процентов), а также на имидж для себя, рассчитанный на самоощущение.

При том, что для психологов, как свидетельствует вышеизложенное, внешность (одежда, прическа, обувь, макияж и пр.) играет немаловажную роль, тем не менее, взявшись за преобразование собственного имиджа, только одна треть начали бы с работы над своей внешностью, а две трети - со своих профессионально-значимых качеств. Поэтому не случайно, что с работой над своим имиджем 62 процента консультантов справились бы самостоятельно, а остальным (38 процентов) понадобилась бы помощь опытного имиджмейкера.

Приведенные выше данные в некоторой мере объясняют, почему большинство опрошенных психологов (62 процента) предпочитают большую часть времени тратить на общение с коллегами по профессиональному сообществу, а остальные - на уход за собственной внешностью.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.

Все испытуемые, как психологи, так и «не психологи» отметили важность имиджа для психолога-консультанта.

Для нас важным представляется то обстоятельство, что образ психолога-консультанта, его имидж сформировался в сознании испытуемых, значительная часть которых имеет опыт непосредственного общения с психологом в процессе консультирования. Это дает основание утверждать, что полученные нами данные являются не только результатом интуиции, воображения, гипотетичности рассуждений, а имеющегося опыта, то есть реально отражают тот имидж, который сложился в психике реальных и потенциальных клиентов.

Испытуемые, как правило, не равнодушны к внешности психолога - стилю одежды, обуви, прическе, макияжу, украшениям и другим имиджформирующим характеристикам, от которых может даже зависеть выбор того или иного консультанта. Иногда внешнеповеденческие характеристики превалируют над профессионально-значимыми качествами личности специалиста. Наши респонденты, хотя и не без труда, попытались проранжировать эти важнейшие качества. Особую роль в имидже психолога-консультанта испытуемые отвели таким его внешнеповеденческим характеристикам, как коммуникативные особенности.

Подавляющее большинство опрошенных считают необходимым работать над созданием и совершенствованием собственного имиджа, рассчитанного как для клиентов, так и для коллег по профессиональному сообществу. Почти две трети психологов заявили, что справились бы с этой работой вполне самостоятельно.

Практическая значимость данного исследования, на наш взгляд, заключается в том, что его результаты помогут в процессе профессиональной подготовки сформировать более привлекательный и адекватный имидж психолога в нашем обществе, направить учебный процесс на более конкретное формирование профессионально-значимых качеств личности консультирующего психолога и его внешнеповеденческих характеристик. Кроме того, как мы полагаем, полученные нами результаты, дадут возможность профессиональным психологам-консультантам определить задачи, выработать меры и выбрать средства по формированию и/или преобразованию своего собственного имиджа.


Close