Бадмаева Оксана Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Хуртагинский детский сад "Одохон"
Населённый пункт: село Хуртага
Наименование материала: образовательный проект
Тема: "Сагаалган - священный праздник бурят"
Дата публикации: 27.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Хуртагинский детский сад «Одохон»
Образовательный

проект

«Сагаалган

священный

праздник

бурят»
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях средствами ознакомления с бурятским народным фольклором. Музыкальный руководитель: Бадмаева Оксана Александровна Февраль 2016 год.
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Описание хода реализации

 Актуальность темы  Проблема  Новизна проекта  Цели и задачи 
Механизм реализации проекта
 Предварительная работа  Работа с воспитателями  Роль родителей в организации проекта  Продукт проектной деятельности  Предполагаемый результат 
План реализации проекта

Результат работы по проекту

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название проекта:
«Сагаалган – священный праздник бурят». Работа по теме «Искусство исполнения песни и ёхора (бурятского танца) – как средство приобщения детей к традиционной бурятской культуре».
Участники

проекта:
воспитанники ДОУ (младшая и старшая группы), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта:
творческо-информационный, коллективный.
Продолжительность проекта:
краткосрочный (3 недели).
Направление развития:
художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области

интеграции:
художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.
ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ
«Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее»
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам бурятской
культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории бурятского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г. С. Виноградов). В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Почему именно ёхор (бурятский танец)? Ёхор был и остаётся одним из наиболее популярных у бурятского народа национальных танцев. Ёхор - это отражение самобытности нашей бурятской культуры и ее культурных традиций. Ёхор пришёл к нам из глубины веков, очаровывая всех своим изяществом. В настоящее время песня и танец ёхор – обязательный элемент народных фольклорных ансамблей.
Проблема
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций бурятского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной фольклорной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность. Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки. Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям бурятской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Новизна проекта:
гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Цели:
 обогащение духовной культуры детей через исполнение песен и танцев ёхора  привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и передавать ритмический рисунок ёхора.
Задачи:
1. Научить детей владению элементарными движениями ёхора; 2. Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий; 3. Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств; 4. Развивать у ребёнка слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, память, внимание, организованность, также желание исполнять ёхор; 5. Расширять и обогащать знания детей (о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках..): 6. Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям родного края.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа
1. Подбор CD и DVD дисков для просмотра и слушания с детьми ёхора, народных песен в грамзаписи. 2. Подбор художественной литературы «Культура и обычаи бурятского народа», «Бурятский национальный праздник». 3. Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, альбомов с изображением бурятских народных инструментов. 4. Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении бурятских ансамблей. 5. Подбор методической литературы для знакомства детей с бурятским народным костюмом мужчин и женщин, с промыслами. 6. Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев. 7. Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию. 8. Составление рекомендаций для родителей по изготовлению бурятских узоров для шитья костюмов.
Работа с воспитателями
 Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете;  Консультация «Роль фольклора в развитии детей» (музыкальный стенд);  Мастер-класс «Искусство исполнения ёхора»

Продукт проектной деятельности
 бурятские игры, фотографии досугов, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения на CD и DVD дисках, презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.
Роль родителей в реализации проекта
 Презентация проекта на родительском собрании;  Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка- передвижка), «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка), «Рекомендации по изготовлению бурятских узоров для шитья костюмов» (папка-передвижка).  Выступление детей на празднике, посвященному дню Белого месяца.
План проектной деятельности
Сроки проведения Название мероприятия Цель мероприятия 1 неделя Беседы «Новый год по лунному календарю», «Звериный календарь», «Как встречать Сагаалган». Загадывание бурятских загадок. Подвижные игры «Юрта», «Ловля тарбаганов». НОД. Художественное творчество. Лепка «Бурятская национальная пища». Чтение бурятских народных сказок. Заучивание пословиц, поговорок. Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган». Формировать у детей представления о Новом годе по лунному календарю. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу. Продолжать знакомить детей с национальной пищей бурят – позами; развивать мелкую моторику пальцев. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение. 2 неделя Беседы «Молочная пища», «Цвета хадака», «Значения бурятских имён». Формировать представления о полезности молочной пищи, значениях бурятских имён,
Заучивание благопожеланий, в том числе на бурятском языке. Подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Прятание колечка». Народная игра «Шагай наадан» («Игра в кости») Театрализованная деятельность. Подготовка к драматизации сказки. Сюжетно-ролевые игры «Семья». Тема «Приход гостей». Создание книжек-малышек по бурятским сказкам. Чтение бурятских сказок. значениях цветов хадака. Развивать память, образную речь. Развивать ловкость, быстроту, умение действовать по правилам игры. Знакомить с разными видами игры в лодыжки; развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев. Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки, подбирать атрибуты. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. Привлекать родителей, развивать творчество, любовь к художественной литературе. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. 3 неделя Беседы: «Бурятская национальная одежда», «Пять видов домашних животных». НОД «Сагаалган – священный праздник бурятского народа». Продолжение знакомства с загадками. Народная игра «Шагай наадан» («Игра в кости»). Знакомить с элементами бурятской национальной одежды, с пятью видами домашнего скота. Продолжить знакомство с праздником, историей, традициями, обычаями; прививать патриотизм к родной республике. Формировать умение понимать образный смысл загадок, развивать логику, мышление, воображение. Знакомить с разными видами игры в лодыжки, развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев,
Драматизация сказки. Подвижные игры «Белый шаман», «Верблюд и верблюжонок». Прослушивание народной музыки. Заучивание песни «Сагаалган», заучивание элементов ёхора (бурятского танца). Создание альбома «Сагаалган» («Праздник Белого месяца») Итоговое развлечение «С праздником Белого месяца!» совместно с родителями. развивать ловкость, меткость, глазомер. Развивать актёрские способности, монологическую и диалогическую речь. Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по правилам игры. Подготовка к развлечению «Сагаалган». Привлекать родителей к проекту, развивать творчество.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей: - отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, бурятским народным костюмом, промыслами. - возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;
2.
Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта: - родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования; - с удовольствием приняли участие в подборе пословиц, поговорок, стихов и загадок по теме;
3.
Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с бурятским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре бурятского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.

Бурятский фольклор
– это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни бурятского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

«Раскрытие творческого потенциала детей 4-5 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности»

Руководители проекта: Т.В. Юрьева — заведующая МАДОУ детский сад «Солнышко»;

Консультант проекта: Л.Н. Шадрина – старший воспитатель МАДОУ д/ сад «Солнышко»;

Вид проекта: Познавательно — творческий, групповой.

Продолжительность проекта: Средней продолжительности: 2013-2014 учебный год.

Участники проекта:

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет): группы №1, №2, №6, воспитатель изодеятельности: Руссова Т.В., воспитатели средних групп: Третьякова Г.М., Черняева С.В., Залуцкая В.И., родители детей, посещающих эти группы.

Актуальность проблемы:

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

«Удивительное рядом» — назвал свой замечательный фильм С. Образцов. Этот фильм учит видеть разнообразные чудеса цвета, формы, фактуры окружающего мира: необыкновенные переливы красок неба, воды, листьев, цветов, оперение птиц – и всему этому радоваться.

Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное – рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних берёзах, звонкие капели на весеннем солнцепёке. И это становится частью того, что зовётся любовью к Родине. И чем больше маленький человек услышит, увидит, ощутит и обрадуется, тем глубже будет это чувство и скажется оно потом в больших делах.

Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

Данный проект способствует приобщению детей 4-5 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Гипотеза образовательного проекта:

В результате целенаправленной и системной работы с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Раскрытие творческого потенциала детей 4-5 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности» у детей повыситься уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа.

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.

Задачи:

— познакомить детей с национальными орнаментами;

— учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов орнаментов;

— обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;

— развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;

— воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

— формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;

Риски проекта:

— отсутствие интереса у детей;

— занятость родителей;

— загруженность педагогов.

Описание проекта:

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей, или других значимых взрослых, воспитателей ДОУ.

Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с природой, по краеведению.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта.

Проект состоит из 3 этапов.

В основу проекта положены следующие принципы воспитания:

— принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми, через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.

Обеспечение проектной деятельности:

Интернет-ресурсы.

Познавательная и художественная литература.

Изоматериалы.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

— освоение проектного метода;

— повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

— повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

— умение различать изделия разных народных промыслов;

— знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

— знание и умение играть в бурятские народные игры;

— знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

— иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

— умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

Для родителей:

— партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

Для педагогов ДОУ:

— возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

Принципы реализации проекта:

1. Доступность:

— учет возрастных особенностей детей;

— адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность:

— постепенная подача материала от простого к сложному;

— частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность:

— предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность:

— интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

— создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Средства оценки результатов успешной реализации проекта:

— мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;

— анкетирование родителей о результативности проекта;

— беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;

— творческие выставки «Рукавичка», «Мой Каменск», «Дом, где я живу», «В краю родном».

Проект состоит из 3 этапов:

Подготовительный этап (Срок реализации: сентябрь-октябрь)

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Подбор материалов по теме проекта;

Консультирование со старшим воспитателем по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап (Срок реализации: октябрь — февраль)

Оформление развивающей среды в изостудии – фотогалерея «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;

Посещение детьми фотогалерии в изостудии, рассказ о нашем удивительном крае;

Открытый просмотр НОД по ОО «Художественное творчество» — «Волшебный орнамент» (рисование рукавичек);

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала» + практическая часть;

Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы (в каждой группе);

Просмотр (на ноутбуке) видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских

Беседы на темы: «Мы живём в республике Бурятия», «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»;

Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпенёнок», «Богатырь Байкал», «Омулёвая бочка», «Медведь», «Снег и заяц» и другие;

Продуктивная деятельность: лепка «Нерпа и нерпенёнок»;

Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для мини-музея в вестибюле детского сада (в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;

Оформление мини-музея «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в холле детского сада;

Посещение мини-музея с рассказом о быте, жилище, одежде и т.д. русских и бурят;

Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты);

Экскурсия в Каменскую детскую библиотеку;

Открытый просмотр НОД по познавательному развитию «Здравствуй мир!» — «Мой Каменск»;

Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;

Подвижные бурятские и русские народные игры: «Рукавичка», «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;

Выставка лучших творческих работ (лепка «Нерпа с нерпинёнком», рисование «Рукавичка», «Дом, в котором я живу», «Мой Каменск», «В краю родном»);

Фотовыставка «Наша историческая малая Родина — п. Каменск».

Заключительный этап (Срок реализации: март – май)

Совместное творчество детей и взрослых «Родные просторы»;

Викторина с детьми в каждой группе, участвующей в проекте «Что я знаю о родном крае»;

Коллективная работа (коллаж) «Мой край у Байкала», «Детство»;

Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;

Анкетирование родителей о результативности проекта;

Составление презентации проекта для педагогов, с последующим обсуждением на педагогическом часу (чтение стихов о родном крае).

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут. Дети успешно овладели системой знаний и практическими умениями. Появилось уважительное отношение к коренным жителям края, где они живут, их истории, культуре, что составляет основу национального самосознания дошкольников. Работа в данном направлении будет продолжена.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Тип проекта - творческий Тип проекта - творческий По продолжительности - долгосрочный (сентябрь 2013 г.- март 2014 г.) По количеству участников - групповой

4 слайд

Описание слайда:

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края.

5 слайд

Описание слайда:

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

6 слайд

Описание слайда:

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей. Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; - Воспитание интереса к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

9 слайд

Описание слайда:

Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

10 слайд

Описание слайда:

Реализация проекта предполагает: Реализация проекта предполагает: формирование элементарных представлений о национальной культуре бурятского народа; создание образовательной среды в ДОУ на основе бурятской национальной культуры; формирование личности и национального самосознания детей; усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики; содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Организационно – подготовительный Организационно – подготовительный (сентябрь)

13 слайд

Описание слайда:

Занятия Занятия Знакомство детей с образцами устного народного творчества бурятского народа; Знакомство с элементами декоративно-художественной росписи через практическую деятельность;

14 слайд

Описание слайда:

Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Знакомство детей с образцами бурятской национальной одежды.

15 слайд

Описание слайда:

Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Дети увлеченно играют в народную игру «Шагай харбалга»

16 слайд

Описание слайда:

Бурятская народная игра «Хони тууха»; Бурятская народная игра «Хони тууха»; Дети увлеченно играют в народную игру «Шуур шэдэхэ»

17 слайд

Описание слайда:

Традиция приветствия Традиция приветствия у бурят (угтамжын еhо); Исполняется песня «Жаахан бидэ хамтадаа…»

Сандитова Бальжина

Руководитель проекта:

Баторова Виктория Сандаковна

Учреждение:

МБОУ "Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №1"

Следующая исследовательская работа по МХК на тему "Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте" направлена на изучение животного мира в национальной орнаменталистике. Ученица 9 класса планирует определить значение и использование образов некоторых представителей фауны в бурятских орнаментах.

Таким образом, в предложенном исследовательском проекте по МХК "Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте" автор определяет, что символика и семантика бурятских орнаментов тесно связаны с бытом народа, с его обрядами и обычаями, онисимволизируют все вечные ценности, заложенные в национальной культуре народа.


Автор проекта по МХК "Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте" призывает вернуться к идеям культурного и национального возрождения, заняться изучением и публикацией как нашего богатейшего художественного наследия в полной мере, так и современных художественных явлений.

Учащаяся школы в рамках своей исследовательской работы по МХК о зооморфных мотивах в бурятском орнаменте при изучении материала узнает, что такое орнамент, рассматривает символику и семантику существующих зооморфных бурятских орнаментов.

Введение
1. Что такое орнамент?
2. Символика и семантика зооморфных орнаментов.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение.

Введение

Бурятский орнамент - составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым, отличающаяся особой устойчивостью традиционных образов, мотивов, форм.


Однако, он остается еще малоизученной областью, которая не получила должного, всестороннего и глубокого анализа, особенно в искусствоведении. Проблема изучения орнамента была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом.

Объект исследования : бурятский орнамент

Предмет: животный мир в орнаменталистике

Цель исследования:

  • Изучить образы животного мира в бурятских орнаментах.

Задачи:

  • изучение бурятского орнамента;
  • сравнение и анализ орнаментов; - изучение и описание их особенностей; - определить значение и использование образов животного мира в бурятских орнаментах. Методы исследования:
  • сравнение;
  • анализ.

1. Что такое орнамент?

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены как проявления народного творчества в искусстве, архитектуре, быту.

Орнамент в переводе с латинского (ornamentum ) означает “узор ”, “украшение ”.

Латинский корень слова восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной. Бурятское название орнаментов – "угалза " (в переводе с бурятского – узор).

Древнейшая функция узора магическая. Информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении, а декоративная функция узора – узор как украшение. Таким образом, мы выяснили, что такое орнамент.

2. Символика и семантика зооморфных орнаментов


Орнамент свое наибольшее воплощение нашел в народном творчестве. Орнамент служит для украшения зданий, оружия, ювелирных изделий, предметов быта, книжной и прикладной графики.

Каждая национальная культура имеет свои средства орнамента, таких как мотивы, ритмы, симметрии – а они являются в свою очередь, математическими основами орнаментальной композиции.

Первичной основой орнамента является мотив . Своеобразие мотивов во многом зависит от исторической и национальной принадлежности. Ритм - это повторение одинаковых или чередование разнородных мотивов. Ритмическое построение связывает мотивы в целостное произведение. Большей частью, на основе симметрии строится ритм в орнаменте. Асимметрия встречается реже.

По орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства, так как он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп :

  • геометрические (точка – символ начала; прямые и ломаные олицетворяют собой движение; зигзаги – элементы, служащие знаком воды; круги – воздействуют на поверхность, замыкая её в себя; ромб – символ устойчивости и силы; спираль – символ творчества, развития жизни, а также символ власти…);
  • зооморфные или анималистические; к ним относятся натуралистические или
  • схематизированные изображения фигур животных, части их тела
    растительные (листья, цветы, плоды, лотос);
  • природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огонь …);
  • культовые.

Зооморфные орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические. К ним относятся натуралистические или схематизированные изображения фигур животных, части их тела. Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство.

На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота ("табанхушуу мал"), разводимых кочевниками Центральной Азии - бурятами, монголами (конь верблюд, козёл, баран, бык).

Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия.


Самым распространенным орнаментом этой группы является изображения рога - эбэругалза (в буквальном переводе означает "роговидный орнамент").

Слово "угалза" имеет ещё и другое значение -это название самца горного барана, который в Бурятии водится в Окинском районе, а также в Монголии. Рога горных козлов вырастают до трех и более спиралей - прообраз орнамента для древних охотников.

Основа жизни скотоводов - крупный рогатый скот, бараны, козы.

Самый отличительный элемент тела - рога легли в основу бурятского орнамента и связаны с представлениями о благоденствии, процветании и плодородии скота. Предполагается, что этот узор, обнаруженный на обширной территории, имеет везде одно и то же происхождение, и, видимо, значение. Вторым по значимости считается “хамаругалза ” (“носовидный орнамент”).

На календарях Литэ, на ножнах, на нагрудных украшениях гуу(серебряные медальоны) изображают 12 животных восточного календаря. Изображение каждого животного имеет свой смысл, свою символику.

Так, мышь - животное, с которого начинается 12-летний цикл, - атрибут божества Намсарая, дарующего людям богатство. Изо рта её падают священные камни чиндамани (зэндэмэни), приносящие людям богатство, изобилие.

Обезьяна означает человеческую фантазию, которая резвится на древе воображения; тигр - храбрость, в буддизме - один из четырех животных - оберегов; змея - мудрость. Дракон - гибрид нескольких животных, включая змею, ящерицу, птицу и даже льва - мифический персонаж, используемый во многих культурах.

Дракон в переводе с греческого означает «видящий ». Он известен на Востоке и Западе как земноводное животное, имеет положительную и отрицательную атрибутику. Древнейшая символика дракона как варианта змеи ассоциируется с ритмической жизнью, иногда как ипостась змеи - символ мудрости, бессмертия и вечного возрождения. В языческие времена многие традиции Востока и Запада концентрировались на положительных аспектах энергии дракона.

В странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, прежде всего в китайской, корейской, японской мифологиях дракон символизирует не отрицательные, а положительные качества, являясь символом величия, силы, мощи. Будучи связанным с водой, он ассоциируется с плодородием, поэтому становится связующим звеном между "верхними водами" и землей.


В Китае изображение дракона было эмблемой императорской власти, в орнаментах и украшениях предметов императора использовался дракон с пятью когтями. Придворные имели право изображать на своих предметах драконов только с четырьмя и меньшими когтями. Эмблемой Тибета служит дракон.

Дракон, восстающий из моря, был положительным знаком и ассоциировался с ученостью и творческим умом.

Одним из популярных мотивов зооморфной группы является фигура льва . Его изображение встречается на росписи мебели - сундуков, божниц, на изделиях бурятских мастеров-чеканщиков - на ножнах мужских ножей, на огнивах, на женских поясных украшениях - анжуурга.

Но больше всего фигурами льва украшаются предметы культа. При входе в любой дацан Бурятии, Монголии, Тибета, Китая устанавливается каменное изваяние льва как символ силы и оберег, мимо которого не пройдет зло, враждебные вере силы. Небольшие фигурки львов из дерева ставили на божницу.

Орнаментальные мотивы, связанные с изображением птицы - орла , характерны для бурят, проживающих в Иркутской области. Орел - тотем ольхонских бурят, часто используется в шаманской мифологии. Культу орла и мотивам его изображения посвящены работы П.П. Хороших.

В индуистской и монгольской мифологиях, в произведениях устного народного творчества кочевников встречается образ царя птиц - Гаруды (в переводе с санскритского - пожиратель). Это вариант вещей птицы Симурга (у фарси), жар-птицы (у славян), прообраз всех восточных птиц.

Изображения Гаруды встречаются на индийских монетах, в буддийских храмах. Это птица с человеческим туловищем, головой орла, со змеей в клюве, мощными крыльями, которыми может остановить вращение планет. Гаруда - это образ мага, который может постичь в одно мгновение все, что происходит в мире, понять и связать далекие события.

В традиционном декоративном искусстве монголоязычных народов, в частности бурятском, встречается мотив парных рыбок и узоры в виде чешуек. М.Н.Хангалов отмечал, что у западных (балаганских) бурят существуют религиозные обряды, связанные с рыбой: "рыба являлась одним из главных видов пищи и предметом поклонения" -тотемом некоторых родов бурят Иркутской области.

В древности рыбью чешую имитировали боевые доспехи воинов-кочевников - панцири, шлемы . Подобным образом украшали обрядовое шаманское облачение - хуяг , которое надевали во время камлания черные шаманы. В современном бурятском искусстве чешуйчатый орнамент и изображение парных рыбок встречаются на женских нагрудных украшениях - hиихэ .

Изображение двух золотых рыбок - сырня - один из восьми буддийских символов - жертвоприношений - "наймантахил". Рыба - существо, обитающее в воде, связана с водным царством, одним из четырех стихий, символизирует бдительность.


Орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты - "шоу" связан с образом черепахи. Черепаха - важный мифологический символ Индии, Китая, Японии и некоторых других стран Дальнего Востока.

В монгольских мифах золотая черепаха держит священную гору Сумеру. В древней столице чингисидов - Каро-Коруме в 12 веке была установлена фигура одной из самых крупных каменных черепах, найденных на территории Монголии. Всего в Монголии найдены и изучены шесть фигур каменных черепах, самая древняя датируется 8-9 веками.

Фигуры черепах служили основаниями для стел с надписями, средний вес - около трех тонн. В Индии черепаха считалась священным символом женских богинь, в индийской мифологии черепаха или её ноги служат опорой космосу. В Японии - это мужской символ, считается, что черепахи могут жить до 12000 лет и, наряду с сосной, используются как символ бессмертия. В китайских захоронениях долгоживущая черепаха используется для украшения также как символ бессмертия.

В других мифологиях она известна как трон неба, первичные воды или острова бессмертных. Арочный панцирь черепахи рассматривается как свод неба, возникший над плоской землей, поэтому она воспринимается как посредник между небом и землей.

Рельефы и сегменты на панцире - своеобразные лабиринты, воспринимались как письмена, поэтому черепаха является также символом мудрости. Слон - символ власти и силы, олицетворяет элемент земли. Индийская традиция видит слонов как несущих на себе мир.

В процессиях на них восседают цари и царицы. Эмблемы мудрости, спокойствия, вечности, сострадания. Слон Ганеша в индуизме - символ мудрости, неуязвимости и осмотрительности, он - покровитель учености. Белый слон священен в буддизме, он олицетворяет терпение, мудрость и опыт Будды. У китайцев слон символизирует космическую энергию.

Монгольский ученый Ц. Ядамжав , рассматривая орнамент, в основу которого легло изображение бабочки, насчитал около 30 её разных вариантов. Этот орнамент используется при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов.

Бабочка на бытовом уровне - символ легкомыслия и бренности . О беззаботном человеке говорят, что он "порхает, как бабочка". При этом упускают из виду, что она порхает не бесцельно -она занимается производством потомства. Для понимания религиозно-мифологической символики бабочки наиболее важен тот факт, что она появляется на свет весной из куколки, в которую осенью превратилась гусеница.

Куколка напоминает саван, окукливание гусеницы - смерть, а бабочка - душу. Бабочки не едят и не пьют; они прекрасны, легки и заняты одной лишь любовью. Известны суеверия и приметы, связывающие бабочек (особенно ночных) с душами умерших; и, наконец, в католической иконографии бабочка в руках младенца Христа символизирует идею воскресения.

Заключение


Таким образом, я пришла к выводу, что бурятский орнамент - составная часть художественной национальной культуры , сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым, отличающаяся особой устойчивостью традиционных образов, мотивов, форм.

Символика и семантика бурятских орнаментов многолика и разнообразна. Он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями. Обычно орнаменты символизируют все вечные ценности, заложенные в национальной культуре народа.

Зооморфные орнаменты один из самых древних и популярных культур. К ним относятся в основном схематизированные изображения фигур животных, части их тела. Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота ("табанхушуу мал"), разводимых кочевниками Центральной Азии - бурятами, монголами.

В заключении хотелось бы сказать, что настало время вновь вернуться к идеям культурного и национального возрождения, заняться изучением и публикацией как нашего богатейшего художественного наследия в полной мере, так и современных художественных явлений. Изучение орнаментов как одного из пластов народного творчества в традиционных культуре бурят позволяет понять собственные истоки. Ведь без знания истории своего народа понять основу традиционной культуры почти невозможно.

Список использованной литературы

  1. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. Издательство «МИРТ », Москва. 1992 год.
  2. Каталог работ самодеятельного художника из Сосново-Озерска Еравнинского района Банзаракцаева В.Т. Еравнинская типография Государственного комитета Бурятской АССР по делам издательств.
  3. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, Бабуева В.Д. 2004 год. -228 с., ил.
  4. Художники Еравны, Улан-Удэ, 2006 год.

Елена Цыбикжапова
Проект «Бурятские мотивы» по ознакомлению детей в ДОУ с бурятской культурой при подготовке к празднику Сагаалган

Цель:

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

Задачи:

Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность

Совершенствование творческих навыков детей;

Сроки реализации: 20.01.2016- 29.02 2016гг.

Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители, Детско- юношеская библиотека.

Актуальность проекта:

При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Подготовительная работа:

1. Подобрать художественную литературу, демонстрационный материал, фотографии;

2. Разработать тексты бесед, папки-передвижки, занятий.

Работа с родителями:

1. Папка- передвижка на тему «Детям о праздновании Сагаалгана»

2. Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.

3. Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.

4. Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.

Ожидаемый результат:

Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;

Оформление центров бурятской культуры во всех группах сада;

1) Беседа «Сагаалган- праздник Белого месяца».

Познавательная презентация о празднике Сагаалган: 21.01.-22.01

Ответственный: Воспитатели

2) Папка- передвижка для родителей на тему «О празднике Сагаалган», уреэлы:20.01- 10.01 Ответственный: Воспитатели

3) Прослушивание и разучивание бурятской народной песни «Тоб, тоб, туароб», разучивание частушек и народного танца ехор: 20.02-29.02

Ответственный: Музыкальный руководитель, воспитатели

4) Беседа «Хадаки. Значение цветов». Знакомство с элементами бурятских узоров. Рисование бурятских узоров: 25-29.01

Ответственный: Воспитатели

5) Чтение художественной литературы. Бурятские сказки. Приложение №1: Ежедневно Ответственный: Воспитатели

6) Лепка из соленого теста фигурки Будамшуу в ст. и подг. группах: 01.02-05.02

Ответственный: Воспитатели

7) Познавательный час

«Сагаалган- страницы истории». П/игры. Мастер- класс (аппликация «Юрта»): 03.02.16 Ответственный: Старший воспитатель, библиотекарь - Карпук О. А.

8) Театр «Золотой век».

Театрализованное представление «Сагаалган»: 10.02.16

Ответственный: Старший воспитатель

9) Разукрашивание готовых фигурок красками.

Беседа с включением пословиц, поговорок, бурятских загадок. Заучивание стихов: 08.02-12.02 Ответственный: Воспитатели

10) Изготовление бурятских шапок из различных материалов (ткань, бумага):20.01.16-08.02.16 Ответственный: Воспитатели и родители

11) Праздник Сагаалган: 11.02.16

Гр. 2-9.15ч; Гр. 3-10.15ч.

Ответственный:Воспитатели, музыкальный руководитель

12) Выставка поделок в ДОУ: 15.02-19.02

Ответственный: Воспитатели и родители

13) Знакомство и творчеством и произведениями Виктории Алагуевой

Ответственный: Старший воспитатель, библиотекарь Карпук О. А.

14) Беседа «Знакомство с национальным жильем бурят», «Бурятская национальная одежда». Рисование юрты, одежды: 22.02-26.02.16

Ответственный: Воспитатели

15) Для пополнения центра бурятской культуры: изготовление лунного календаря, создание альбома «Сагаалган», изготовление книжек- малышек с иллюстрациями по бурятским сказкам:

с 20.01.16 по 29.02.16

Ответственный: Воспитатели, родители

http://www.hobobo.ru/catalog/narodnye_skazki_byliny_skazaniya/burjatskie-skazki

Публикации по теме:

«Избушкины рассказы» Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны! Историю своей страны, Конечно,.

Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.

Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные» Цель: знакомство с предметами быта русской культуры. Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы,.

I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

IIчасть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» 2. Формирование професс-ной проблемы на основе проведенного анализа. На основе проведенного анализа можно сформулировать профессиональную.

III часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.


Close