Родительское собрание на тему

«Детская агрессия. Причины и пути преодоления»

Каждый может разозлиться - это легко.

Но разозлиться настолько, насколько нужно

и по той причине, по которой нужно, -

это дано не каждому"
Аристотель

Задачи собрания (слайд 3):

1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Подготовительная работа к собранию (слайд 4):

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей

— Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

— В каких ситуациях он проявляет агрессию?

— Против кого он проявляет агрессию?

— Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

Анкета для учащихся



Чаще всего я плачу, когда...
Чаще всего я злюсь, когда...
Мне хорошо, когда меня...
Мне плохо, когда меня...

2. Беседа «Десять моих «Я».

3. Выставка рисунков «Мои чувства».

4 .Составление памятки родителям.

Ход собрания

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Что такое агрессивность? (Слайды 5 - 6)

Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение:

«Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

Портрет агрессивного ребенка (слайд 7)

Почти в каждом коллективе детей, встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намерено употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой » всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия - это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает известный детский психолог Н.Л.Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Причины детской агрессии (слайд 8)

Почему ребенок становится агрессивным? Ведь эмоции злости и гнева запускают агрессию, но не обязательно приводят к ее проявлению.

Исследования в области изучения детской агрессии, что на формирование данной особенности влияют:

негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);

безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);

суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).

На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка.

Можно выделить еще несколько причин детской агрессии:

Борьба за внимание

Если ребенок не ощущает со стороны родителей нежности, любви, ласки, то он мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Кроме того, агрессивным поведением ребенок может проверять искренность родительской любви. Он хочет, чтобы его любили со всеми его недостатками. А нередко родительская любовь носит оценочный характер: «Ты хорошо себя вел, таким я тебя люблю» или «Ты сегодня подрался с Петей, я не люблю тебя».

Обида на родителей

Будучи не в силах высказать свою обиду на родителей, дети начинают вести себя агрессивно. Причины детской агрессии могут быть разными: появление младшего ребенка в семье, развод родителей, появление отчима, отлучение ребенка от семьи (положили в больницу, отправили к бабушке), невыполненное обещание, несправедливое наказание…
. Неуверенность в себе

Часто бывает, что ребенок, чувствуя себя ненужным, бестолковым, начинает вести себя агрессивно. В этом случае детская агрессия выступает как защитная реакция. Однократные попытки агрессивного поведения, пожалуй, встречаются у каждого ребенка. И только от родителей зависит, превратится ли эта попытка в закономерное поведение или исчезнет, не оставив и следа.

Понимание агрессивности младшими школьниками (слайды 9 - 10)

В психолого-социальном центре был проведен мини-опрос среди детей, с целью выяснить, как они понимают агрессивность.

Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:

Каких людей ты считаешь агрессивными?

Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым (ребенком)?

Считаешь ли ты себя агрессивным?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Из опроса видно, что у агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Анализ анкет учащихся (слайд 11)

Анализ анкет показывает, что чаще всего дети анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться проявлять те качества, которые в нем подчеркивают родители.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то и ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Как выявить агрессивного ребенка? (Слайд 12)

Критерии агрессивности

Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается с взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении проявились хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Анкетирование родителей.

Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет - соответственно ответ «нет».

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

Он не прочь подразнить животных.

Переспорить его трудно.

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

Часто не по возрасту ворчлив.

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Легко ссорится, вступает в драку.

Старается общаться с младшими и физически слабыми.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность - 10 - 15 баллов.

Средняя агрессивность - 5 - 9 баллов.

Низкая агрессивность - 1 - 4 баллов.

Как помочь агрессивному ребенку? (Слайд 13)

Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Работа с гневом (слайд 14)

Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. Поэтому от гнева необходимо освобождаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Игра «Обзывалки»

Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!»

«Мешочек для криков»

Когда закипает гнев, можно подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, ребенок «избавляется» от своего крика.

«Бумажка в кармане»

Если ребенок постоянно грубит, дерется, то можно договориться с ним, что в следующий раз, как только ему захочется на перемене с кем-то подраться, он порвет на мелкие кусочки или скомкает бумагу, которая всегда лежит у него в кармане.

Устроить соревнование :

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций (слайд 15)

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего - ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое у него в данный момент настроение, и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их.

В книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» приводится игра «Камушек в ботинке».

В эту игру полезно играть, когда ребенок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в 2 этапа.

1 этап (подготовительный).

«Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». Далее вы говорите ребенку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?» Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, - вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап.

«Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям - и взрослым, и детям - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят».

Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Игра «Камушек в ботинке» особенно полезна для тревожных детей.

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (слайд 16)

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и ему самому, и тем, кто находится с ним рядом. Как следствие - научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты, почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

Практическая работа

Работа родителей в группах по преобразованию «ты - высказывания» в «я - высказывание» (слайд 17)

Для преодоления детской агрессии мы должны иметь…

Предложите, пожалуйста, те качества, которые должны быть в педагогическом арсенале родителей для преодоления детской агрессии.

(Слайд 18)

Памятки родителям по предупреждению детской агрессивности

Памятка (слайд 19)

«Золотые правила», которые необходимо учитывать родителям детей, склонных к агрессивному поведению (слайд 20)

Не фиксировать внимание всех на поведение ребенка

Веское осуждение агрессии (но без жестких наказаний)

Выяснение причины тактично и спокойно, ее устранение

Снятие агрессии через игры и тренинг

Похвала ребенка при любых позитивных сдвигов в поведении

Рефлексия

1. Обмен мнениями родителей об услышанном в ходе собрания

2. - А теперь закончите фразы (слайд 21):

Теперь я знаю…

В общении с ребенком я буду…

Мне больше всего запомнилось…

Я нашел ответ на…

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Приглашение на родительское собрание Тема «Детская агрессия» В четверг, 2 февраля, Не торопись домой! Вас приглашают посетить Собрание в педмастерской! Воспитатель ждёт Вас в 18.00 часов Спеши, не опоздай! И всё что вас интересует Ты у него узнай!
Приглашение на родительское собрание Тема «Детская агрессия» В четверг, 2 февраля, Не торопись домой! Вас приглашают посетить Собрание в педмастерской! Воспитатель ждёт Вас в 18.00 часов Спеши, не опоздай! И всё что вас интересует Ты у него узнай!ет Ты у него узнай!
Приглашение на родительское собрание Тема «Детская агрессия» В четверг, 2 февраля, Не торопись домой! Вас приглашают посетить Собрание в педмастерской! Воспитатель ждёт Вас в 18.00 часов Спеши, не опоздай! И всё что вас интересует Ты у него узнай!

Памятка для родителей

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Памятка для родителей

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!


«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли… (Э.Фромм) «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (О.Уайльд)




Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей животному. Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к нападению. Агрессия – это действие. Агрессивность –это готовность к совершению таких действий.




Средство достижения какой-нибудь цели -Способ самоутверждения -Защитное поведение -Грубое, жестокое поведение родителей -Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему -Взаимоотношения со сверстниками -Отношения в семье -Противоположные требования -Непоследовательность родителей -Особенности биологического развития -СМИ -Компьютерные игры Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:


Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто? Мальчики: - "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.). - Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Девочки: -В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. - Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания. Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки. Девочки весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной.


Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. 4. Снижение напряжения ситуации. 5. Обсуждение проступка. 6. Сохранение положительной репутации ребенка. 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.


Правила поведения родителей: Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребёнка, самим не проявлять грубости, жестокости. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения – вот что формирует у детей сдерживающие начала. Постараться быть внимательными к ребёнку и почувствовать его эмоциональное напряжение. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка. Он хочет в каждый момент времени чувствовать, что его понимают и ценят. Учиться слушать и слышать своего ребёнка. Уметь принимать его таким, какой он есть. Чаще включать в общении тепло, доброе слово, ласковый взгляд.


«Ты – высказывание»«Я – высказывание» Почему ты не убрал игрушки? Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны. Ты выполнил домашние задания? Может быть я помогу тебе с уроками? Ты опять получил тройку по математике? Меня беспокоит твоя математика. Ты за лето не прочитал ни одной книжки! Я тебе купила интересную книгу.

Агрессия детей – как избежать этого

(дискуссия, психологический практикум)

Цели: познакомить родителей с причинами, вызывающими агрессию детей; учить правильно реагировать на агрессивные поступки, снижать напряженность в отношениях с детьми.

П р и г л а ш е н н ы е с п е ц и а л и с т ы: школьный психолог.

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, что мы все больше жалуемся на повышенную агрессивность, раздражительность своих детей. Если такие проблемы возникли, в первую очередь нужно обращаться к психологу с запросами о выборе средств педагогического воздействия на такого ребенка. Но, к сожалению, большинство из нас этого не делает. Дать каждому родителю совет сейчас на собрании психолог просто не состоянии. Ведь семьи все разные, и дети все разные.

Поэтому в ходе нашего собрания попробуем научиться выявлять первые признаки агрессивного поведения, ошибки в воспитании, чтобы в подростковом возрасте не получить запущенных форм и выработать общие принципы своего поведения с агрессивными детьми.

  1. Сообщение школьного психолога о теоретических аспектах проблемы агрессивности у детей.

Четкого определения детской агрессивности нет. Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что он хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучия. Можно предположить, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание и, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он их не принимал, не любил, не понимал.

По мнению специалистов обычно агрессивные действия выступают у детей в качестве:

− средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

− способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

− способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения.

Наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте считают упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желания обидеть, унизить, оскорбить, властность, недоумение понять интересы другого, завышенную самооценку, разрушительные действия.

Что же может спровоцировать агрессивное поведение детей? Специалисты считают наличие у ребенка следующих психологических особенностей может привести к агрессии:

− недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

− сниженный уровень саморегуляции;

− неразвитость игровой деятельности;

− сниженная самооценка;

− нарушения в отношениях со сверстниками.

Американский психолог М. Раттер, специалист по работе с трудными детьми, установил у детей тесную связь между расстройствами поведения и серьезными отставаниями в усвоении школьных знаний. Среди мальчиков с асоциальной направленностью около трети имеют специфическую задержку чтения, причины которой связаны с причинами проявления агрессии: это особенности темперамента, способствующие возникновению нарушений поведения, неблагоприятная обстановка в семье, сам факт неуспеха школьного обучения, вследствие чего возникают разочарование и обида, которые могут повлечь протест, агрессию, асоциальное поведение.

Можно ли что-либо изменить в поведении 10–12-летнего ребенка, даже при наличии всех вышеперечисленных причин, вызывающих агрессию? Можно и нужно. Правильно выбранный стиль взаимоотношений педагога, родителей поможет скорректировать поведение школьника.

Существуют разные методы коррекции. Так, например, русский врач и педагог В. П. Кащенко предложил по отношению к детям, которые чаще всего проявляют вербальную агрессию, метод игнорирования.

А в зарубежных исследованиях (Бэрон Р.) была выдвинута гипотеза несовместимых реакций, согласно которой у детей можно вызвать чувства, несовместимые с гневом и агрессией. Это прежде всего:

− чувство эмпатии, сопереживание. Эмпатия, возникающая при виде боли и страданий жертвы, может быть эффективна для снижения уровня открытой агрессии у детей, находящихся в раздраженном состоянии, не очень уверенных в правильности своих действий;

− юмор и смех («Ты выглядишь сейчас круче Шварцнегера»).

Кроме того, уменьшить уровень открытой агрессии можно также, создав условия для эмоциональной разрядки.

Можно также воспользоваться методом «поглаживания» спровоцированного агрессора, который вызовет у него позитивные состояния и реакции, несовместимые с гневом и агрессией. В качестве таких «поглаживаний» психологи предлагают использовать извинения, признание вины, комплименты, скромные, но неожиданные подарки, доброжелательный юмор, ненавязчивую похвалу.

В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка можно использовать следующие приемы:

− попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться, отжаться от пола;

− предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие (скомкать или разорвать в клочья бумагу, топать ногами, громко кричать, используя «трубу» из ватмана, бить боксерскую грушу и т. п.);

− переключить внимание на какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, снять с полки…»);

− можно также попросить ребенка вспомнить что-то приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.

Попробуем проиграть некоторые ситуации. Но прежде определим, к какой цели в воспитании ребенка каждый из вас стремится.

  1. Модели поведения ребенка.

Идеальная модель.

Ребенок приходит в два часа домой. Две минуты на переодевание (одежда тщательно складывается в шкаф). Далее он убирает в своей комнате. После этого дочь или сын идет в магазин за хлебом, молоком и т. д. Ну а теперь время приготовления уроков: полтора-два часа ребенок занимается математикой, литературой. А затем идет на кухню чистить картошку, ставит чайник, накрывает стол. За ужином ребенок делится с вами своими впечатлениями, расспрашивает вас о вашей работе.

Средняя модель.

Ваш ребенок с приятелем. В руках палки. Палка тарахтит по решетчатой ограде. Когда им надоедает «стрельба», они надевают портфель или рюкзак на палку и раскручивают его – и сумка летит в кусты. Приятели сели на скамейку, поговорили о собаках, об автомобилях, о футболе. В три часа сын пришел домой и уселся перед экраном телевизора. Затем он поговорил по телефону с друзьями. Потом к нему пришел приятель. Музыка включена на полную мощность. Стучат соседи со всех сторон. Шесть часов вечера. Сын спохватывается: в комнате не убрано, он не ел. Быстро садится за уроки, предварительно включив телевизор. Приходят родители. Мать смотрит в холодильнике: каша не разогрета, кефир не выпит. «Голодный, наверное. Сейчас я быстренько тебя накормлю. Что же ты не переоделся?»

Негативная модель.

Вы постоянно задаете себе вопросы: «Где он сейчас? С кем? Опять, наверное, Лешка приходил? Вчера в школу вызывали: уроки перестал учить. Пришел поздно, одежда в грязи. Отец за ремень было взялся – «ударишь – уйду из дома».

Итак, перед вами три модели. По какой строятся ваши отношения с ребенком? Какая модель сложилась у вас в реальности? Что должны делать вы, чтобы отношения выстроились в каждой из предложенных моделей? (Ответы родителей.)

В ы в о д ы. Если вы стремитесь к «идеальный модели», подумайте над тем, как повысить нагрузку в интеллектуальном и физическом развитии ребенка.

Если ваши отношения развиваются в направлении средней модели, попробуйте хотя бы на первый случай организовать жизнь ребенка, чтобы меньше было у него праздного время препровождения. Подумайте о том, чтобы добрые чувства основывались на добрых делах ребенка. Только совпадение полезной деятельности с добрым отношением к людям может приблизить к идеальной модели воспитания.

Если же ваши отношения сложились в негативную модель, необходимо установить точный диагноз болезни вашего ребенка. Относитесь к нему именно как к тяжелому больному. Ведь больных не отчитывают и тем более не бьют. Их лечат терпеливо и долго. Пока не приходит здоровье.

III. Психологический практикум.

Ш к о л ь н ы й п с и х о л о г. Разберем с вами несколько типичных ситуаций.

Первая ситуация.

Этой историей поделилась учитель одной из школ. Вот что она рассказывает.

«С самого начало моей педагогической практики я обратила внимание на Колю. Он мог целый урок сидеть под партой, смеша своих товарищей, пытался выкрикивать что-то во время объяснения нового материала. Николай был слабым учеником, в четверти у него бывали двойки по математике. Жил Коля очень далеко от школы, никого поблизости из его товарищей по классу нет. Мать и отец работают, но отец часто выпивает. Матери приходится нелегко: и на работе и дома все делать, воспитывать двоих детей – Колю и младшего Сережу. Коля помогает матери во всем. Он любит ее и не любит отца за то, что тот пьет и часто обижает мать. В школе мальчик слышал только одно – плохой, неисправимый? и все больше опускался: начал грубить, срывал уроки, он как бы мстил тем, кто враждебно относился к нему».

Вопросы для обсуждения:

Как видите, налицо агрессивное поведение ребенка.

– Почему в данном случае сложилась негативная модель поведения ребенка?

– Что надо предпринять родителям, учителю, чтобы исправить ошибки в воспитании Коли?

Обсуждение ситуации родителями, выработка приемов снятия агрессивного состояния ребенка.

Вторая ситуация.

У нас в школе началось настоящее бедствие: каждый день во многих концах школы разбивались стекла. Создавалось впечатление, что кто-то умышленно тем и занимается, что их разбивает. Однажды учитель заметила, что Виталик с азартом бросает камешки в оконные стекла и наслаждается удачными попаданиями и звоном разбитых стекол. Она быстро подошла к нему, взяла за руку и торжествующе сказала: «Вот и я застала тебя на месте преступления. Что ты можешь сказать в свое оправдание? Давай составим акт, где запишем все разбитые стекла. Почему ты бьешь стекла?»

«Я не хуже всех, − с болью и горечью воскликнул Виталик. − Почему вы считаете, что я хуже всех?»

Вопросы для обсуждения:

– Как вы думаете, чем вызвано агрессивное поведение ребенка в данном случае?

– Как бы вы отреагировали на этот поступок ребенка?

– Как вы думаете, что сделала учительница для того, чтобы данная ситуация разрешилась благополучно?

Третья ситуация.

Во втором и третьем классе Саша учился неплохо. Но он был неуравновешенным, несдержанным, не в меру обидчивым. Классному руководителю приходилось держать его под контролем, вовлекать его в интересную деятельность. Но вот в четвертом классе сменился классный руководитель, который не обращал внимания на Сашу. Мать Саши, женщина одинокая, и раньше мало внимания уделяла своему сыну, часто оскорбляла его. А когда Саша учился в четвертом классе, она вышла замуж. Мальчику это было не по душе, он стал хуже учиться, начал грубить, однажды даже убежал из дома. Встал вопрос о его оформлении в школу-интернат.

– Что же надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Четвертая ситуация .

Вы моете полы, а ваш ребенок сидит в кресле и «стреляет» в вашу сторону шариками, сделанными из газеты. Что вы сделаете?

Пятая ситуация . У вашего ребенка вдруг резко снизилась успеваемость. И вот он пришел домой с очередной двойкой. Как вы поступите в этом случае?

  1. Групповая дискуссия.

Ш к о л ь н ы й п с и х о л о г. Расскажите о своих проблемных ситуациях таких, в которых вы не знаете как поступить, и мы все вместе обсудим их и попытаемся найти верное решение.

Родители обсуждают с психологом возникающие у них проблемы.

  1. Заключительное слово классного руководителя.

Обобщая все то, что вы услышали сегодня, можно сказать, что жить с агрессивным ребенком можно и без доведения до критической ситуации. Необходимо только постоянно помнить и применять правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей. Еще раз повторим их:

  1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными.
  2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка. («Ты воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно».)
  3. Контроль своих собственных негативных эмоций.
  4. Снижение напряжения ситуации . Нельзя реагировать словами и действиями устрашающего характера, гневной интонацией («Будет так, как я скажу, понятно?», «Опять ты» и т. п.)
  5. Обсуждение проступка после успокоения сторон. Важно при этом сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на негативных последствиях для окружающих и самого ребенка.
  6. Сохранение положительной репутации ребенка. Для ребенка самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребенка («Ты не хотел его обидеть»), предложив компромисс и не требуя полного поучения.
  7. Демонстрация модели неагрессивного поведения . Альтернативное агрессивному поведение взрослого можно построить, используя следующие приемы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушать ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать его интересы и сообщить ему свои.

Следуйте всем этим правилам и «погода» в вашем доме станет намного более спокойной. Успехов вам!

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ».

Родительское собрание «Детская агрессия».

Цель: формирование у родителей выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

ХОД СОБРАНИЯ.

Подготовительный этап.

1. Провести 2 опроса детей по данной теме.

2. Провести беседу со школьным психологом с целью выяснения причин детской агрессии.

3. Подготовить текст для педагогического всеобуча.

4. Подготовить памятки для родителей.

Организационный этап.

Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы пытаемся сегодня ответить.

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми» (О.Уайльд)

В современный период развития нашей страны, когда идеалы пионерии и комсомола перестали быть значимыми, а новая философия, идея воспитания гражданина отсутствует, вряд ли найдётся человек, который бы утверждал, что не происходит нарастание агрессивности нашего общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. И педагогам, и родителям в таких условиях повседневной жизни трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы помочь адаптироваться ребёнку в мире, полном насилия и агрессии.

Сегодня перед нами стоят следующие задачи родительского собрания

1.Выявить причины детской агрессии.

2.Ознакомиться с методами коррекции агрессии.

3.Наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.

Этап педагогического всеобуча.

Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии.

  • Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ».
  • «Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».

Обычно под ней понимают действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически(нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т.е. словесно (оскорбления, угрозы, преследования и др.).

  • «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Н. Л. Кряжева.

Для чего вообще людям агрессия

  • Средство достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)
  • Способ самоутверждения
  • Защитное поведение
  • Грубое, жестокое поведение родителей
  • Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему
  • Взаимоотношения со сверстниками
  • Отношения в семье
  • Противоположные требования
  • Непоследовательность родителей
  • Особенности биологического развития
  • Компьютерные игры

Столкновение же с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители - наказывают ребёнка. Если проявление агрессии становится постоянным, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствует о наличии у детей каких - либо психических отклонений. Часто ребёнок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их подробно.

  1. Взаимоотношения со сверстниками.

Период развития ребёнка в 5-6 лет противоречив. У детей возникает чувство взрослости. В организме происходят изменения, расширяются права и обязанности в семье. Возникают противоречия в отношениях со старшими. Родители и учителя взывают к чувству взрослости ребёнка, когда напоминают ему о его обязанностях. Но, зачастую, не могут преодолеть в себе стремление ограничить его самостоятельность. И, наоборот, сам младший подросток, требуя отношения к себе, как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти своё место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребёнку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринимать как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

  1. Отношения в семье.

Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребёнка.

  1. Противоположные требования родителей.

Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда мама и папа предъявляют к нему противоречивые требования, также может спровоцировать проявление агрессивности. Например, отец считает, что ребёнок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И всё это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

4.Непоследовательность родителей.

Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении детей, а завтра другие. Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

  1. Особенности биологического развития ребёнка.

Некоторые черты его характера также могут обуславливать агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.

Как мы выяснили, детская агрессия может быть следствием разного рода причин: нарушения внимания, проблем общения, неудач в учёбе. Поэтому в каждом конкретном случае важно понять, когда агрессия ребёнка возникает в результате конфликтной ситуации, а когда это - следствие проблем личностного развития.

У нас в классе были проведены опросы детей:

  1. Понимание агрессивности младшими школьниками.

Каких людей ты считаешь агрессивными?

Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым (ребенком)?

Ребенок:

· Часто теряет контроль над собой.

· Часто спорит, ругается со взрослыми.

· Часто отказывается выполнять правила.

· Часто специально раздражает людей.

· Часто винит других в своих ошибках.

· Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

· Часто завистлив, мстителен.

· Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Уважаемые родители, когда Вы замечали в своих детях признаки агрессии и в чём она проявлялась? (ответы родителей)

Наиболее распространёнными являются следующие жалобы родителей: 1.Агрессия проявляется в высказываниях ребёнка (грубость, неприличные слова)

2.Ребёнок агрессивен по отношению к окружающим (дерётся)

3.Агрессия проявляется в рисунках, сочинениях, играх ребёнка.

4.Редко, но встречается такая форма, как аутоагрессия - причинение вреда самому себе.

5.Агрессия по отношению к животным.

Итак, что делать, если ваш ребёнок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто - то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У детей закрепляется вывод: если что - то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребёнка. Часто родители малышей, услышав впервые такие слова из уст своего ребёнка, не сердятся, а удивляются, как такой малыш уловил интонацию и предназначение этих слов. У кого - то это быстро проходит, с кем - то приходится вести разъяснительные беседы. Проблема засорения нашей речи «ненормативной лексикой» в настоящее время регулярно обсуждается. Уже стали привычными и не шокируют взрослых телезрителей «крепкие» выражения в теле- и радиопередачах, в книгах, газетах, журналах.

Поэтому совсем неудивительно, что современные дети не только рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать. При этом они вряд ли понимают, что эти слова означают. Почему же в таком случае эти «нехорошие» выражения закрепляются в их речи? Что детей в них привлекает? Прежде всего, эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Для подростков ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий.

Иногда, когда у ребёнка не складываются отношения с родными он, заметив, что эти слова шокируют окружающих, начинает использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся ещё одним орудием мести.

Таким образом, если взрослые начнут принимать меры искоренения этих слов из речи детей, возникнет противоречие, фальши в связи с тем, что ребёнок наблюдает вокруг: на улицах, на экранах телевизоров, и, к сожалению, иногда и дома. Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребёнку, что для определённых слов есть своё время и место. Может, это утверждение вызовет у родителей недоверие, удивление, гнев, но, согласитесь, это лучше, чем вызвать недоверие детей.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать их произносить. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребёнка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Но в этом случае услышат другие люди. Тогда информацию о поведении своего ребёнка вы будете узнавать от учителей, соседей, знакомых.

Итак, каковы же советы психолога , если агрессивность ребёнка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

  • Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
  • Следите сами за своей речью.
  • Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребёнку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае, скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
  • Если ребёнок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
  • Если ребёнок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Наиболее часто встречается всё же агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребёнка бывает по нескольким причинам:

Желание самоутвердиться;

Защита (а лучшая защита нападение);

От безысходности;

От несдержанности.

Если в остальных случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребёнка, то этот вариант - показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

  • Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок, в зависимости от настроения отца, мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной проявления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
  • Важно помочь ребёнку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Самое главное - научить ребёнка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Ребёнку следует предложить социально применимые методы для выражения подавленного гнева. Например: (слайд 13)

1.Остаться одному в комнате и высказать всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

2.Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, бить по кровати, написать все слова, которые хочется высказать в гневе.

3.Успокоиться помогают глубокие вдохи или счёт до десяти, перед тем, как что - то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под неё.

Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. Они начинают появляться впервые в 4 -5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно применяют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои более могущественны и поэтому привлекательны для ребёнка. Если ребёнок в глазах окружающих не выглядит хорошим, то он принимает на себя отрицательную роль. Он своим выбором сообщает окружающим: «Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло!». Такой ребёнок, несомненно, нуждается в помощи специалиста.

Иногда агрессия наблюдается в рисунках, сочинениях школьников. Это выражается в прогнозировании различных катастроф, несчастных случаев, в рисовании жестоких сцен. Такие случаи, скорее всего, иллюстрируют высокий уровень тревожности ребёнка. Школьник испытывает постоянные и длительные неудачи в учёбе, родители упрекают его в том, что он не оправдывает их надежд, и он не чувствует поддержки дома. В этом случае нужно уменьшить нагрузки, помочь ему реализоваться в других видах деятельности.

Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют агрессию на самих себя. Ребёнок может причинять себе боль, унижать, оскорблять себя. С такими проявлениями агрессии необходимо как можно раньше обратиться к детскому психиатру и невропатологу. Подобное поведение психиатры называют само агрессией, или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла, понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: «Мол, вот как мне плохо» или «Вот как я мало себя ценю».

Ещё одна разновидность детской агрессии - это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских» опытов над животными и насекомыми может лежать обычное любопытство. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьёзно с ребёнком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.

Родительское собрание «Агрессия у детей – причины и способы предупреждения»

Цель: формирование у родителей выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1.Выявить причины детской агрессии.

ХОД СОБРАНИЯ.

I. Подготовительный этап.

1. Провести опросы, анкетирование детей по данной теме.

2. Провести беседу со школьным психологом с целью выяснения причин детской агрессии.

3. Подготовить памятки для родителей.

II. Организационный этап.

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли… (Э.Фромм)

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (О.Уайльд)

В современный период развития нашей страны, когда идеалы пионерии и комсомола перестали быть значимыми, а новая философия, идея воспитания гражданина России отсутствует, вряд ли найдётся человек, который бы утверждал, что не происходит нарастание агрессивности нашего общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. И педагогам, и родителям в таких условиях повседневной жизни трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы помочь адаптироваться ребёнку в мире, полном насилия и агрессии.

Сегодня перед нами стоят следующие задачи родительского собрания: 1.Выявить причины детской агрессии.

2.Ознакомиться с методами коррекции агрессии.

3.Наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.

III.Этап педагогического всеобуча.

Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии. Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ».

  • «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».

Обычно под ней понимают действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т.е. словесно (оскорбления, угрозы, преследования и др.).

  • «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Н. Л. Кряжева.

Для чего вообще людям агрессия?

  • Средство достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)
  • Способ самоутверждения
  • Защитное поведение
  • Грубое, жестокое поведение родителей
  • Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему
  • Взаимоотношения со сверстниками
  • Отношения в семье
  • Противоположные требования
  • Непоследовательность родителей
  • Особенности биологического развития
  • Компьютерные игры

Столкновение же с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители – наказывают ребёнка. Если проявление агрессии становится постоянным, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствует о наличии у детей каких – либо психических отклонений. Часто ребёнок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их подробно.

  1. Взаимоотношения со сверстниками.

Период развития ребёнка в 10 – 11 лет противоречив. У детей возникает чувство взрослости. В организме происходят изменения, расширяются права и обязанности в семье. Возникают противоречия в отношениях со старшими. Родители и учителя взывают к чувству взрослости ребёнка, когда напоминают ему о его обязанностях. Но, зачастую, не могут преодолеть в себе стремление ограничить его самостоятельность. И, наоборот, сам младший подросток, требуя отношения к себе, как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти своё место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребёнку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринимать как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

  1. Отношения в семье.

Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга – всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребёнка.

  1. Противоположные требования родителей.

Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда мама и папа предъявляют к нему противоречивые требования, также может спровоцировать проявление агрессивности. Например, отец считает, что ребёнок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И всё это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

  1. Непоследовательность родителей.

Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении детей, а завтра другие. Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

  1. Особенности биологического развития ребёнка.

Некоторые черты его характера также могут обуславливать агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.

Как мы выяснили, детская агрессия может быть следствием разного рода причин: нарушения внимания, проблем общения, неудач в учёбе. Поэтому в каждом конкретном случае важно понять, когда агрессия ребёнка возникает в результате конфликтной ситуации, а когда это – следствие проблем личностного развития.

Ребенок:

  • Часто теряет контроль над собой.
  • Часто спорит, ругается со взрослыми.
  • Часто отказывается выполнять правила.
  • Часто специально раздражает людей.
  • Часто винит других в своих ошибках.
  • Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  • Часто завистлив, мстителен.
  • Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Уважаемые родители, когда Вы замечали в своих детях признаки агрессии и в чём она проявлялась? (ответы родителей)

Наиболее распространёнными являются следующие жалобы родителей: 1.Агрессия проявляется в высказываниях ребёнка (грубость, неприличные слова)

2.Ребёнок агрессивен по отношению к окружающим (дерётся)

3.Агрессия проявляется в рисунках, сочинениях, играх ребёнка.

4.Редко, но встречается такая форма, как аутоагрессия – причинение вреда самому себе.

5.Агрессия по отношению к животным.

Итак, что делать, если ваш ребёнок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто – то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У детей закрепляется вывод: если что – то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребёнка. Часто родители малышей, услышав впервые такие слова из уст своего ребёнка, не сердятся, а удивляются как такой малыш уловил интонацию и предназначение этих слов. У кого – то это быстро проходит, с кем – то приходится вести разъяснительные беседы. Проблема засорения нашей речи «ненормативной лексикой» в настоящее время регулярно обсуждается в СМИ. Уже стали привычными и не шокируют взрослых телезрителей «крепкие» выражения в теле- и радиопередачах, в книгах, газетах, журналах.

Поэтому совсем неудивительно, что современные дети не только рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать. При этом они вряд ли понимают, что эти слова означают. Почему же в таком случае эти «нехорошие» выражения закрепляются в их речи? Что детей в них привлекает? Прежде всего эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Для подростков ругающийся человек – это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий.

Иногда, когда у ребёнка не складываются отношения с родными он, заметив, что эти слова шокируют окружающих, начинает использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся ещё одним орудием мести.

Таким образом, если взрослые начнут принимать меры искоренения этих слов из речи детей, возникнет противоречие, фальш в связи с тем, что ребёнок наблюдает вокруг: на улицах, на экранах телевизоров, и, к сожалению, иногда и дома. Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребёнку, что для определённых слов есть своё время и место. Может, это утверждение вызовет у родителей недоверие, удивление, гнев, но, согласитесь, это лучше, чем вызвать недоверие детей.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать их произносить. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребёнка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Но в этом случае услышат другие люди. Тогда информацию о поведении своего ребёнка вы будете узнавать от учителей, соседей, знакомых.

Итак, каковы же советы психолога , если агрессивность ребёнка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

  • Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
  • Следите сами за своей речью.
  • Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребёнку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
  • Если ребёнок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
  • Если ребёнок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Наиболее часто встречается всё же агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребёнка бывает по нескольким причинам:

Желание самоутвердиться;

Защита (а лучшая защита нападение);

От безысходности;

От несдержанности.

Если в остальных случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребёнка, то этот вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей – неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

Что же делать, если ребёнок даже по ничтожному поводу лезет в драку? Ругать, наказывать его?

Но ведь мы сами часто даём выход отрицательным эмоциям. Другое дело, что большинство из нас умеет сдерживать гнев или выражает свои чувства в более приемлемых формах. Так вот задача родителей и заключается в том, чтобы научить ребёнка не столько сдерживать, скрывать свои эмоции, сколько в том, чтобы научить их управлять ими. Дети, безусловно, более ранимые, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность – это понятная реакция на обиду. Так ребёнок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.

Бывает, что очень вспыльчивый ребёнок старается сдерживаться на людях, но дома срывается: устраивает истерики, скандалы, грубит родным, дерётся с братьями и сёстрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Напряжение от этого усиливается ещё больше. Замкнутый круг.

  • Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок, в зависимости от настроения отца, мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной проявления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
  • Важно помочь ребёнку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Самое главное – научить ребёнка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Ребёнку следует предложить социально применимые методы для выражения подавленного гнева. Например:
  • 1.Остаться одному в комнате и высказать всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

2.Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, бить по кровати, написать все слова, которые хочется высказать в гневе.

3.Успокоиться помогают глубокие вдохи или счёт до десяти, перед тем, как что – то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под неё

Следующее направление выражения агрессии детей – это их игры. Они начинают появляться впервые в 4 -5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно применяют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои более могущественны и поэтому привлекательны для ребёнка. Если ребёнок в глазах окружающих не выглядит хорошим, то он принимает на себя отрицательную роль. Он своим выбором сообщает окружающим: «Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло!». Такой ребёнок, несомненно, нуждается в помощи специалиста.

Иногда агрессия наблюдается в рисунках, сочинениях школьников. Это выражается в прогнозировании различных катастроф, несчастных случаев, в рисовании жестоких сцен. Такие случаи, скорее всего, иллюстрируют высокий уровень тревожности ребёнка. Школьник испытывает постоянные и длительные неудачи в учёбе, родители упрекают его в том, что он не оправдывает их надежд, и он не чувствует поддержки дома. В этом случае нужно уменьшить нагрузки, помочь ему реализоваться в других видах деятельности.

Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют агрессию на самих себя. Ребёнок может причинять себе боль, унижать, оскорблять себя. С такими проявлениями агрессии необходимо как можно раньше обратиться к детскому психиатру и невропотологу. Подобное поведение психиатры называют самоагрессией, или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, пораждается недостатком родительской любви., тепла, понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: «Мол, вот как мне плохо» или «Вот как я мало себя ценю».

Ещё одна разновидность детской агрессии – это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских» опытов над животными и насекомыми может лежать обычное любопытство. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьёзно с ребёнком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.

  • Наблюдайте за играми ребёнка. Если вы заметили, что в ходе них ребёнок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.
  • Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.
  • Если ребёнок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь, даже если заняты. Во сне дети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватает в жизни. Обращайте особое внимание на те сюжеты сновидений, которые из раза в раз повторяются.
  • Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас своего ребёнка.
  • Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка – он будет копировать ваше поведение и слова в общении как с животными, так и с людьми. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше её зародится в душе сына или дочки. Тогда, не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам, дети отыграются на кошке, собаке или побьют более слабого.
  • Не пытайтесь исправить асоциальное поведение ребёнка бесконечными нотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ . На ребёнка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, наполненные различными проявлениями агрессии. Также способствуют возникновению агрессии компьютерные игры . Совершая в них виртуальные акты насилия, ребёнок перестаёт видеть грань между игрой и реальностью.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они ещё больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребёнка, возбуждая в нём чувсва страха и гнева. Поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание.

Итак, исходя из всего вышесказанного вытекают следующие правила поведения родителей: (родителям раздаются памятки на листах)

«Ты – высказывание»

«Я – высказывание»

Почему ты не убрал игрушки?

Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны.

Ты выполнил домашние задания?

Может быть я помогу тебе с уроками?

Ты опять получил тройку по математике?

Меня беспокоит твоя математика.

Ты за лето не прочитал ни одной книжки!

Я тебе купила интересную книгу.

И вообще, уважаемые родители, мы с Вами должны иметь огромное терпение …

Как же можно предупредить детскую агрессивность?

IV .Подведение итогов родительского собрания.

Родителям предлагается определить ценность данного собрания с точки зрения практической помощи в вопросах воспитания.

Решение родительского собрания:

1.Обсудить полученную информацию и памятку по теме с членами семьи.

2.Выбрать чёткую стратегию поведения всех членов семьи в отдельных ситуациях.

3.Осуществлять контроль за просмотром детьми телепередач и за выбором компьютерных игр.

4.Учить детей анализировать свои поступки, контролировать поведение и управлять своим гневом.

5.В случае необходимости обращаться к специалистам.

Литература:

1. Родительские собрания. И.Ф.ЯценкоМ.: ВАКО, 2008

2. Воспитание школьников. - № 5 2007

3. Психология. Разработки занятий с детьми.

/ Сост. М.М.Миронова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112 с.

Приложение.

Памятка для родителей.

  1. Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребёнка, самим не проявлять грубости, жестокости. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения – вот что формирует у детей сдерживающие начала.
  2. Постараться быть внимательными к ребёнку и почувствовать его эмоциональное напряжение.
  3. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка. Он хочет в каждый момент времени чувствовать, что его понимают и ценят.
  4. Учиться слушать и слышать своего ребёнка.
  5. Уметь принимать его таким, какой он есть.
  6. Чаще включать в общении тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Как предупредить детскую агрессивность.

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия
  • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний
  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе
  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему – либо
  • Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов


Close